Перспективный вариант схемы работы общественного транспорта в крупнейших городах региона обсудили на совещании, которое провел первый вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области Виктор Кудряшов.
Руководители региональных министерств и ведомств, главы муниципалитетов, расположенных в границах Самарско-Тольяттинской агломерации, рассмотрели предложения, выработанные ведущей научной организацией по формированию стратегий развития и крупных инфраструктурных проектов «Центр экономики инфрастуктуры» (Москва). Представил новое видение вариантов развития транспортной отрасли региона вице-президент «Центра экономики инфрастуктуры» Павел Чистяков.
«Разработчики проекта, Центр экономики инфраструктуры, — это очень опытная организация, которая разрабатывала схемы работы общественного транспорта во многих регионах страны, предложила ряд идей, которые мы очень серьезно прорабатываем.
Была проделана большая работа по изучению пассажиропотоков, учтено формирование новых потоков, связанное с образованием новых микрорайонов, пригородных территорий, проведен анализ изменения маршрутов общественного транспорта», — отметил Виктор Кудряшов.
Участники совещания обсудили три аспекта организации общественных перевозок на пассажирском транспорте. Первый аспект связан с развитием Самарско-Тольяттинской агломерации и улучшением связанности ее центров – Самары и Тольятти – с другими территориями, входящими в ее состав.
Это вопрос по передаче полномочий по формированию маршрутов общественного транспорта с муниципального уровня на уровень региона, формирование новой тарифной политики на перевозки внутри муниципалитетов и межмуниципальных маршрутах.
Были также представлены новые модели формирования заказа на пассажирские перевозки – когда регион, являясь заказчиком транспортных услуг, оплачивает их не исходя из числа перевезенных пассажиров, а за каждый рейс, который совершил автобус, трамвай или троллейбус.
Второй аспект связан с оптимизацией общих расходов на организацию перевозок общественным транспортом. В настоящее время в Самаре маршруты трамваев порой конкурируют с маршрутами наземного транспорта, есть дублирование. Это требует постоянных вложений в обновление подвижного состава. Вместе с тем, не в часы пик можно наблюдать полупустой общественный транспорт. Новая схема транспортных маршрутов позволит исключить дублирование, более точно выстроить интервалы движения транспорта, изменить количество маршрутов и их направления, потому что в настоящее время в областном центре есть большое количество маршрутов, которые совсем не востребованы и экономически убыточны для предприятий.
«Конкретные предложения по новым маршрутам мы будем рассматривать чуть позже, свои предложения дадут муниципалитеты. Рассчитываем, что по результатам этой работы уже в начале будущего года мы примем ряд решений, которые будут удобны и выгодны людям, — подчеркнул председатель областного Правительства. — Таким образом мы ищем возможность сдерживания дальнейшего повышения тарифа на перевозку пассажиров, уверен, что нам это удастся сделать».
Третий аспект, который обсуждался в ходе совещания, – это новые возможности привлечения ресурсов на обновление пассажирского транспорта.
«Сегодня есть различные механизмы государственно-частного партнерства, они предлагаются на федеральном уровне, есть возможность привлечения средств международных финансовых организаций, в частности Нового банка развития БРИКС. Но все эти возможности открываются только после глубокого анализа существующей маршрутной сети и ее оптимизации. Получив результаты этой работы, мы откроем для региона новые серьезные возможности получения финансовой поддержки для реализации программы обновления», — заключил Виктор Кудряшов.
СПРАВОЧНО:
Центр Экономики Инфраструктуры (ЦЭИ) является одной из ведущих консалтинговых компаний в сфере инфраструктурного и транспортного планирования с офисами в Москве и Париже. Компания основана в 2013 году, численность команды – более 40 человек. Основной вид деятельности – оказание экспертного содействия развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры для ускорения экономического роста страны.
ЦЭИ работает как на федеральном уровне, так и в регионах. В 2018 г. компания разрабатывала по заказу Центра стратегических разработок транспортный блок Стратегии развития России 2018-2024, многое из которого вошло в майский указ Президента России Владимира Путина. Также эксперты ЦЭИ участвовали в разработке национальных проектов «Комплексный план модернизации инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
ЦЭИ – один из идеологов развития современного общественного транспорта в городах России. У компании большой опыт практических работ в регионах и существенный вклад в формирование федеральной повестки в этом вопросе. ЦЭИ разрабатывал прогнозы пассажиропотоков на Московских центральных диаметрах (МЦД) в рамках контракта с Российским университетом транспорта. Эксперты компании являются соавторами программы оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Москвы «Магистраль».
В настоящее время ЦЭИ ведет разработку Стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области до 2035 года по заказу Дирекции Московского транспортного узла, которая определит направления развития всех видов транспорта Московской агломерации на ближайшие 15 лет, параллельно с Транспортной стратегией города Москвы, разрабатываемой McKinsey & Company. Одновременно с этим в рамках контакта с Центром стратегических разработок и в интересах Правительства Москвы ЦЭИ выполняет работы по определению приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры Московской метрополии.
Комплексные проекты по развитию городского транспорта подготовлены ЦЭИ в Екатеринбурге, Саратове, Новокузнецке и других городах.
ЦЭИ ведет активную международную деятельность в сфере пассажирского транспорта. Ежегодно компания участвует в подготовке доклада ООН по общественному транспорту. ЦЭИ подготовлены исследования и рекомендации по анализу безопасности на железнодорожных вокзалах Европы (по заказу Международного союза железных дорог). В рамках контракта с ЭСКАТО ООН эксперты ЦЭИ выполняли работы по анализу международных пассажирских поездов в азиатских странах.
ЦЭИ имеет богатый опыт в разработке концепций комплексного развития территорий, интеграции транспортных и градостроительных задач, реализации проектов в области развития транспортных и туристических кластеров. Сочетание компетенций в транспорте, макроэкономике и стратегическом развитии территорий позволяет экспертам компании видеть полную картину и комплексно подходить к транспортному планированию.
Помимо городского транспорта, ЦЭИ занимается консалтингом в сфере грузовых и пассажирских перевозок в межрегиональном и международном сообщении, а также выполняет множество работ по планированию развития инфраструктуры. Среди заказчиков ЦЭИ – Министерство транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД», ГК «Автодор», АО «ОТЛК ЕРА», холдинг «Аэропорты Регионов», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Центральная ППК» и другие крупные компании.