Конфликт

Версия для печати

Крестьянский бунт

В последнее время на местах отмечается явная «пробуксовка» в исполнении основным программ развития агропромышеленного комплеса губернии. Как заявил «Времени» один из чиновников минсельхоза, «руководители территорий занимают пассивную позицию в решении актуальных задач АПК». Сегодня муниципальный уровень управления остается вне вертикали власти, следовательно, у минсельхоза нет прямых рычагов давления на избираемых глав районов. В результате чиновникам остается работать с руководителями территорий «методом убеждения». Однако, как показывает практика и опрошенные эксперты, единственным действенным методом является вмешательство губернатора Владимира Артякова.

Не идет покос
Достаточно ярко это негласное противостояние проявилось в ходе кормозаготовительной кампании 2010 года. В конце мая - начале июня специалисты регионального  минсельхоза и эксперты агропромышленной отрасли региона начали бить тревогу из-за возможного наступления засухи. Опасения были более чем обоснованы: во многих районах уровень выпавших осадков значительно не дотягивал до необходимой нормы и синоптики не обещали осадков в ближайшей перспективе. 

 

Цифра
В период с 21 по 30 июня в хозяйствах области заготовили менее 16 тыс тонн сена, что составляет 15 % от потребностей регионального животноводческого комплекса.

В Самарской области до сих пор не введены в оборот около 200 тысяч га земель сельскохозяйственного назначения.

 


В тот момент пессимистический сценарий подразумевал грядущий дефицит кормовой базы в хозяйствах и личных подворьях на территории области. Прямое следствие: повышение цен на корма, и забой скота. Животноводы в таких случаях всегда идут на крайние  меры, так как  не в силах нести возрастающие расходы по   содержанию скота.
Данный сценарий для регионального Минсельхоза был абсолютно неприемлем, так как губернатором Самарской области Владимиром Артяковым в числе трех основных направлений развития АПК в 2010 году было названо увеличение  в регионе производства молочной и мясной продукции. В этой связи руководители областного минсельхоза в срочном порядке организовали объезд территорий. Встречаясь с главами районов, сельских поселений, руководителями сельхозпредприятий чиновники пытались их убедить в необходимости активизировать работы по заготовке кормов. Вариантов по наращиванию объемов кормовой базы аграриям предлагалось несколько: заготовка сена, посев поликультурных смесей и т. п.  Однако особых результатов такие встречи не принесли. Официальные данные: с 21 по 30 июня в хозяйствах области заготовили менее 16 тыс. тонн сена, что составляет всего 15 % от потребностей регионального животноводческого комплекса.
Главы районов в ответ на претензии минсельхоза по этому поводу сегодня     отвечают, что нормативы по заготовке кормов для территорий установлены завышенные, поэтому нет необходимости заготавливать кормов больше, чем нужно для прокорма существующего поголовья. Вот как объяснил свою позицию Евгений Богомолов, глава Приволжского района: «Задачу по заготовке кормов для существующего поголовья скота мы выполним. Однако норматив в 6 тысяч тонн для нашего района слишком велик. Мы обеспечим кормовую базу для сельхозпредприятий в объеме 2 тысячи тонн. Для этого в районе есть все ресурсы...»

Скотское отношение
Благодаря решению правительства Самарской области у жителей сельских районов в этом году появилась  уникальная возможность увеличить или улучшить поголовье КРС в хозяйствах и на личных подворьях. Аналогов программа по закупке маточного поголовья скота  за счет областного бюджета в России не имеет. Её суть: жители сельских районов, имеющие помещения для содержания скота и достаточную кормовую базу, могут претендовать на получение телят (а точнее телок, чтобы поголовье росло в геометрической прогрессии) на льготных условиях.
Схема такова. Подавший заявку в администрацию района аграрий, при выполнении всех условий, получает то поголовье КРС, которое он в силах содержать.  Речь идет в основном о нетелях весом 150-180 кг. Через пять лет хозяйство или частное подворье должны этот товарный беспроцентный кредит области вернуть в натуре, то есть таким же поголовьем КРС. При этом весь полученный от поголовья за пять лет  приплод, а также молоко крестьянин вправе оставить себе. Для частного подворья, семейной фермы или предприятия – идеальная схема.
К тому же, власти уже нашли средства для ее претворения в жизнь. Из областного бюджета по решению, одобренному депутатами Самарской губернской думы, на увеличение поголовья скота выделяется 200 миллионов рублей. Для реализации проекта в области создан ГУП «Велес», который непосредственно займется закупкой и распределением поголовья по районам.
Однако сельские районы не выражают готовности и желания принимать участие в  этом социально-экономическом проекте. В региональном минсельхозе  склонны винить глав районных администраций в недостаточном информировании жителей территорий о возможностях, открывающихся перед сельхозпроизводителями  благодаря уникальной программе. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Геннадия Демченко: «Мы разослали информацию и видеодиски с описанием проекта всем главам районов. Однако насколько знакомы главы сельских поселений, жители сел, владельцы хозяйств и частных подворий  с этим предложением – непонятно».
В середине июня, во время визита в Большую Глушицу, глава минсельхоза даже был вынужден потребовать от сотрудников районной администрации до окончания его визита размножить видеодиски и раздать главам поселений и руководителям хозяйств, присутствовавших на встрече.
Другой момент: ряд районов области затягивает процесс оформления заявок на увеличение поголовья. Так, в среду, 30 июня, глава Приволжского района Евгений Богомолов отчитался перед губернатором о том, что заявок на увеличение поголовья на вверенной ему территории  мало.  А Исаклинский район вообще не планирует увеличивать поголовье КРС. Как сообщил его глава Валерий Ятманкин:  «В районе и так уже около 5 тысяч голов... Район держит лидирующие позиции по надоям молока, поэтому чрезмерное насыщение хозяйств новым поголовьем может изменить установившийся баланс».

Землю – в оборот
К началу июля претензий к главам сельских районов у минсельхоза заметно добавилось. 30 июня на полевом стане в Кинельском районе, куда, завершив инспекционный облет Безенчукского, Большечерниговского и Кинельского районов, на вертолете прибыл губернатор Самарской области Владимир Артяков, Геннадий Демченко в присутствии всех глав муниципальных районов эти претензии озвучил. По словам министра, готовность техники к начавшейся уборочной кампании неудовлетворительна в Алексеевском и Елховском районе. Там зерноуборочные комбайны готовы к страде лишь на 61 % и 58 % соответственно. Ввод сельскохозяйственных земель в оборот вовсе не ведется в хозяйствах Алексеевского, Елховского, Камышлинского, Клявлинского, Красноармейского и Шигонского районов. По наблюдению журналиста «Времени», оглашение этих данных в присутствии губернатора заставило глав названных районов занервничать. Так как ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель — еще одна приоритетная задача, поставленная Владимиром Артяковым перед региональным АПК.
Геннадий Демченко также заострил внимание на недостаточной активности районов по получению топлива по льготным ценам. Самая низкая обеспеченность нефтепродуктами зафиксирована в Сергиевском (27 % от необходимых объемов) и Шенталинском районе (32 % от нормы). При этом Клявлинский район вообще не завез ни одной тонны из согласованных 60-ти.
По мнению Геннадия Демченко, не во всех районах ответственно отнеслись к оформлению документов для введения на территориях, пострадавших от засухи, режима ЧС. По информации «Времени», несмотря на введение 25 июня режима ЧС на региональном уровне вплоть до 28 июня затянулась подготовка необходимой документации в Сызранском и Шигонском районах. А в пакетах документов, предоставленных Кинель-Черкасским, Клявлинским, Красноармейским, Пестравским, Похвистневским, Челно-Вершинским районами, имеются существенные недоработки.

Выборочная страда
Трения, возникшие у минсельхоза с главами некоторых районов в процессе решения тактических и стратегических задач регионального АПК, пока не привели к каким-либо организационным и управленческим решениям. Эксперты «Времени» считают, что неуправляемость глав районов — результат процесса либерализации в ходе реформы органов местного самоуправления. В Ульяновской области, где глав районов назначает губернатор, таких проблем нет.  Например, в граничащем с Самарской областью Новомалыклинском районе, еще в 2005 году считавшимся депрессивным, за последние 5 лет после назначения новым губернатором главы района фиксируется значительный рост объемов сельхозпроизводства.
По мнению Олега Савицкого, депутата Самарской губернской думы, члена комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, еще одна проблема с управлением в сфере АПК заключается в том, что главы районов, в свою очередь, также не имеют рычагов влияния на сельхозпредприятия, расположенные на их территориях. Агропредприятия — самостоятельные хозяйствующие субъекты и вмешиваться в их деятельность администрация не имеет права.
Поэтому минсельхоз находится в поиске механизмов, способных заставить глав районов более активно работать в сфере развития АПК. Например,  Геннадий Демченко на прошлой неделе  предложил использовать на территории Самарской области опыт соседних Татарстана и Башкортостана. Там действует следующая схема: хозяйства, работающие недостаточно активно и эффективно, лишаются поддержки из регионального бюджета. Правда, эксперты «Времени» считают, что этот механизм в Самарской области вряд ли сработает, так как объемы господдержки в нашем и соседних регионах существенно различаются. В Татарстане, где ежегодные  субсидии на закупку сельхозтехники достигают 1 млрд., хозяйства, лишенные такой поддержки, теряют очень много. В Самарской области   объем таких субсидий в 2010 году составляет всего 49 млн рублей.
Так что пока единственным действенным механизмом, имеющимся в наличиии у минсельхоза, является прямое вмешательство губернатора. Пример такого влияния можно было наблюдать в Богатовском районе. Как сообщил «Времени» источник в администрации района: «Уже на следующий день после того, как губернатор подверг острой критике глав районов, отстранившихся от участии в областной программе по закупке маточного поголовья, в Богатом начали активную информационную кампанию по сбору заявок на получение КРС».
Подобная картина наблюдается и в других районах области. При этом большинство опрошенных экспертов отмечают, что действенность этого «механизма» вполне    понятна: в октябре состоятся выборы глав муниципальных районов и, потеряв поддержку областных властей, руководители районов резко снижают шансы быть переизбранными на своих территориях.


Владимир Артяков, губернатор Самарской области:
Я хочу, чтобы главы муниципальных районов поняли: не ведя активную работу по сбору заявок у населения на поголовье маточного скота, закупаемое за счет областного бюджета, они тем самым лишают жителей своих районов возможности принять участие в уникальной программе, позволяющей сельчанам получить весомую поддержку.

Олег Савицкий, депутат Самарской губернской думы:
- Сегодня, в результате прошлогодней засухи и сложной ситуации в текущем году, многие сельхозпредприятия просто не имеют средств на закупку запчастей и ремонт техники. Поэтому неудивительно, что районы отстают от нормативов, установленных минсельхозом, по многим показателям. Для того, чтобы требовать с сельхозпроизводителей повышения эффективности работы, их сначала нужно поддержать.



 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1