Дорожная стратегия
Основные направления стратегии развития транспортной системы региона в сфере дорожного хозяйства представлены в целевой программе «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 г.». Среди основных задач развития автодорог общего пользования власти выделяют как сохранение действующей сети, так и строительство обходов населенных пунктов, модернизацию и развитие внутригородских участков автомагистралей.
Уникальное географическое положение Самары, позволяющее региону стать важным транспортным узлом, соединяющим Среднюю Волгу с Европой, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Средней и Юго-Восточной Азией, Каспийским бассейном, создало все условия для формирования полноценного транспортно-логистического кластера. С этой точки зрения регион однозначно лидирует не только на уровне Поволжья. По оценкам аналитиков министерства экономического развития Самарской области, в рамках развития системы международных транспортных коридоров по территории России Самарский транспортный узел способен стать одним из основных центров грузопереработки и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях.
Наиболее крупными проектами, которые должны стать основой модернизации сети автодорог, являются строительство автотрассы «Урал» - Обводная Самары с мостовым переходом через реку Волгу в районе Октябрьска, возведение магистрали «Центральная» и двух мостовых переходов – «Кировский» и «Фрунзенский» через реку Самару в областном центре.
По данным, опубликованным в «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.» на сайте министерства экономического развития региона, общие расходы по реализации областной целевой программы за счет средств регионального бюджета составят около 90 млрд руб. Как указывается в программе, за счет выделенных средств будет построено и реконструировано около 2000 км автодорог общего пользования, приведено в нормативное состояние 2200 км автомагистралей. До 2010 г. планируется построить подъезды с твердым покрытием к 60 населенным пунктам с числом жителей более 50 человек, а с 2011 г. – подъездные дороги к 119 населенным пунктам с числом жителей менее 50 человек. В итоге плотность автодорог на 1000 кв. км в Самарской области составит 204 км.
Финансовые потоки
Эксперты полагают, что реализация этих задач значительно улучшит транспортную систему региона. Однако секвестирование областного бюджета вызванное влиянием финансового кризиса, может значительно затянуть процесс развития сети автодорог на территории области. Так, по данным областного минтранса, в 2010 г. объем бюджета министерства составит 2,36 млрд руб., из которых около 90% будет направлено в дорожно-строительную отрасль. В 2009 г. бюджет министерства составлял около 5 млрд руб., а в 2008 г. – около 10 млрд рублей.
Некоторые аналитики уверены, что снижение объемов финансирования может дать и положительный эффект, вынудив чиновников на всех уровнях переосмыслить программу развития и сам перечень первоочередных инфраструктурных проектов. По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в связи с сокращением бюджета все силы и средства будут брошены на самые важные объекты и те, степень готовности которых превышает 75%. Эксперт считает логичным распределение средств областного минтранса на 2009 г., отмечая, что «лучше всего будет направить все деньги на ремонт и строительство дорог и объектов дорожной инфраструктуры (мостов, переходов, разделительных барьеров и т.д.)». Главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов полагает, что в качестве приоритетов минтрансу необходимо выбрать те направления, которые позволят снизить существующие издержки.
Несмотря на значительное сокращение бюджета областного министерства транспорта, аналитики рынка не исключают возможности привлечения кредитов из федерального бюджета, а также включения части проектов дорожного строительства в федеральные целевые программы. По оценкам экспертов, объем кредита может составить около 50% от общего бюджета регионального минтранса на 2010 г., то есть чуть более 1 млрд рублей.
Антон БУСЛОВ, главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области»:
- Первоочередным образом нужно работать в тех направлениях, где есть договоренности о сторонних, в том числе частных, инвестициях. Поэтому создание пригородной железнодорожной компании и регионального авиаперевозчика, на мой взгляд, были бы более полезными направлениями, чем, скажем, крайне капиталоемкое дорожное строительство.