Промышленность

Версия для печати

«Русь-М» против «Ангары»

У нового проекта «Русь-М» самарского предприятия «ЦСКБ-Прогресс» появился конкурент, сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. В борьбу за право создания новой ракеты-носителя повышенной грузоподъемности вступило еще одно конструкторское бюро. Эксперты утверждают, что обоим космическим центрам такая конкуренция пойдет только на пользу.

Неожиданный конкурент
Борьба за право создания новой ракеты-носителя повышенной грузоподъемности под новый пилотируемый космический корабль для космодрома «Восточный» обострилась. В 2009 году конкурс на создание такого носителя выиграло самарское предприятие «ЦСКБ-Прогресс». Сейчас глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что кроме самарского проекта «Русь-М» в агентство поступило и рассматривается предложение второго известного космического предприятия страны. Какой именно из российских космических центров предложил второй проект, Перминов не уточнил, но подчеркнул, что за право создания новой ракеты началась конкурентная борьба внутри самой ракетно-космической промышленности.
Большинство экспертов склонны считать, что не названный Перминовым конкурент  самарцев — это ГКНПЦ им. М.В.Хруничева с проектом «Ангара-5П». По их мнению, этот проект может стать резервной альтернативой ракете-носителю «Русь-М» для вывода на орбиту новых пилотируемых транспортных кораблей. Главной особенностью проектного предложения московского КБ является разработка целого семейства ракет-носителей «Ангара» на базе универсальных ракетных модулей УРМ-1 для первых и вторых ступеней и УРМ-2 для третьих ступеней.
Напомним, что именно «ЦСКБ-Прогресс» совместно с РКК «Энергия» и Центром имени Макеева в 2009 году стали победителями конкурса Федерального космического агентства на создание ракеты-носителя повышенной грузоподъемности для космодрома «Восточный» в Амурской области, строительство которого должно начаться в 2011 году. Первый непилотируемый старт планируется произвести в 2015 году, а начиная с 2018 года, с него будут осуществлять и пилотируемые запуски. Новая ракета «Русь-М» будет двухступенчатой. На первой ступени в качестве топливных компонентов будут применены жидкий кислород и керосин, на второй использован кислородно-водородный двигатель РД-0146 производства КБ «Химавтоматика» (г. Воронеж).

Грузоподъемность и экологичность
Как ранее сообщал генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин, принципиальное отличие в характеристике новой ракеты-носителя будет ее грузоподъемность. Она увеличится в несколько раз по сравнению с «Союзом» и составит 23 тонны. Генеральный директор уточнил, что при создании эскизного проекта предприятие не ограничивалось теми техническими характеристиками, которые были заявлены им в конкурсе. Самарские разработчики понимают, что новый носитель станет долговременной основой для развития российской космической программы, а потому должен остаться востребованным длительное время и иметь резервы для совершенствования. Уже есть предложения по созданию в перспективе и 30-тонных, и 50-тонных носителей.
Пресс-секретарь ЦСКБ Ольга Гурина подчеркнула, что все двигатели «Русь-М» будут более экологически чистыми, чем на ракете, которую разрабатывает Центр им. Хруничева. «Мы не говорим о том, что мы конкуренты, чем больше ракет-носителей разных модификаций, тем лучше, – прокомментировала «Времени» пресс-секретарь. — Я думаю, никаких изменений не будет, конкурс состоялся год назад, уже ведутся конкретные разработки в этом направлении». Также она добавила, что на космодроме «Восточный» будет построен стартовый комплекс и для «Ангары», и для «Русь-М».
Впрочем, всего десять дней назад Анатолий Перминов заявлял, что в целях обеспечения надежности запусков на «Восточном» будут построены сразу два стартовых комплекса, но предназначенных для ракеты-носителя одного типа.

Покажут испытания
«Безусловно, это два предприятия, которые работают в одном и том же сегменте рынка – разработка ракет-носителей, поэтому конкуренция между ними возможна», считает член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин. По его словам, конкуренцию на стадии проектирования, принятия решения о том, кто будет исполнять заказ, необходимо поощрять, потому что она обходится государству не очень дорого и стимулирует к работе умственный потенциал, что немаловажно при разработках таких значимых проектов.
«Если решения приняты и начались уже более сложные дорогостоящие работы, то здесь конкуренция не оправданна – говорит Ионин. - В данном случае, конкурс состоялся год назад, и у руководства Роскосмоса должны быть серьезные основания, чтобы условия государственного конкурса были пересмотрены». По оценкам эксперта срок нахождения в эксплуатации ракеты-носителя подобного класса может составлять до 50 лет.
 «Сегодня действительно появился второй проект носителя для решения задач запуска пилотируемых кораблей с космодром «Восточный» – рассказал ведущий эксперт УК «Финнам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Но никакого пересмотра итогов конкурса не будет. Просто Роскосмос рассмотрит второй вариант, а окончательный выбор уже может быть сделан по итогам испытаний». По его мнению, пересмотра итогов конкурса не будет, поскольку второй проект рассматривается как резервный. «Возможно, это объясняется тем, что проект «Русь-М», который был представлен РКК «Энергия» на рассмотрение научно-технического совета Роскосмоса, скорее всего, потребует дополнительной доработки, а проект «Ангара» продвинулся гораздо дальше и уже находится на стадии испытаний, заключил эксперт.


МНЕНИЕ

Андрей ИОНИН, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского:
- Известно, что в настоящий момент центр им. Хруничева разрабатывает целое семейство ракет «Ангара», от легких до тяжелых. И есть варианты, которые окажутся в том же весовом сегменте, что и «Русь-М». Поэтому теоретически изделие московского КБ может иметь такие же возможности для выведения нового пилотируемого корабля, что и «Русь-М» разработки ЦСКБ.

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финнам Менеджмент»:
- Такая конкуренция хороша для отрасли в целом, потому что не даёт «застаиваться» интеллектуальному потенциалу и «почивать на лаврах» работникам всех космических предприятий страны. Государство же при такой конкуренции, не только может выбрать наилучший проект носителя, но и сэкономить средства, отпущенные на реализацию этого проекта, опять-таки из-за состязания между разработчиками, и их желания сделать проект не только идеальным с точки зрения техники, но при этом недорогим.
 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1