Проект генплана, рассчитанного на срок до 2025 г., выполнен на основании муниципального контракта. Предварительно документ рассматривали в парламенте. В нем депутаты и специалисты думы нашли массу нестыковок. Представитель общественного совета по стратегическому планированию при думе Сергей Шаповалов отметил, что были переданы предложения в генплан, которые заняли 308 страниц.
В качестве главного разработчика проекта выступил Илья Лабунов из "Ленгипрогор" (Санкт-Петербург), а сам проект представила его коллега директор департамента стратегического планирования Римма Воронкова. Присутствующие были разочарованы тем, что выступающие представили "пустые" доклады с неконкретной, расплывчатой информацией, а на вопросы жителей не дали внятных ответов. Большую часть времени докладчики посвятили тому, что объясняли общими фразами тольяттинцам, что такое генплан и что его цели обеспечить жителям комфортное проживание.
В целом из представленной информации было ясно, что теперь на карте города будут применяться всего семь функциональных зон. Также генпланом предложено расширить границы городского округа, присоединив к нему Тимофеевку, Приморский и Русскую Борковку, которые находятся в Ставропольском районе и, наконец, начать осваивать территорию за Московским проспектом, строя там жилье, дороги и социальную инфраструктуру.
Тольяттинцы отметили, что в проекте они не увидели подъездные пути к будущему кварталу. Включена в проект и четыретырехполосная скоростная (без остановок) дорога через лес от Автозаводского до Центрального района с выделенными линиями для автобусов. На этот раз ее решено провести не от Ленинского проспекта, а от ул. Спортивной до ул. Баныкина, дабы обойти водозаборы, находящиеся в лесу. Многим жителям, которые хотят, чтобы восстанавливали лес, а не уничтожали его дорогами, эта идея не понравилась.
Воронкова сообщила, что также предлагается автовокзалы перенести на въезды в город, чтобы междугородний транспорт не пересекал районы. "Парк Победы, территория у памятника Татищеву, а также набережная Автозаводского района должны наполниться досуговыми учреждениями, использоваться для фестивалей горожан, чтобы приносить пользу экономике города", — заявила Воронкова. Кроме того, многие жители отметили, что в Автозаводском районе нет ни одной площади. Отсутствует она и в генплане. такой объект, например, можно было бы реализовать рядом с ДКиТ на пустыре, снеся находящееся там уродливое сооружение.
Бывший вице-мэр Аркадий Эстрин отметил, что генплан выглядит "сырым", в нем нет ни одной цифры, целей и задач, а количество спортивных, образовательных учреждений, поликлиник, объектов соцкультбыта взято не по принципу реальной потребности и шаговой доступности, а усредненной. "В итоге 80% генплана опирается на анализ территорий, рассчитанный на весь город, а не поквартально. А ведь в Тольятти есть жилые кварталы, где нет ни школ, ни детсадов. Не установлены параметры функциональных зон, которые давали бы возможность легко и просто определить, что нужно жителям для создания именно комфортной среды.
Кроме того, нельзя было рассматривать генплан без учета Жигулевска и Ставропольского района, откуда люди ездят в Автоград на работу. Не увидел я и планирования реализации проектов по этапам. Мое мнение — этот генплан нельзя принимать", — говорил Эстрин.
Представитель самарского фонда инвестиций Алла Широкова выразила мнение тех, кто будет воплощать генплан. "Предложенная схема зонирования имеет проблемы. Слишком большие участки общественно-деловых зон, которые оторваны от жилья. Практика показывает, что такие территории осваиваются последними. Пока не будет там жилья, строительство офисов, торговых центров и т. п. будет вестись медленно. Скорее всего, здесь будут пустыри. Целесообразно предусмотреть небольшие участки жилых зон. Крупные территории парков без жилья — тоже утопия. Т.к. содержать их под силу только государству. Также нельзя согласиться с решением о расположении новой промышленной территории по оси Ленинского проспекта", — сообщила Широкова.
Одной из наиболее острых тем стало обсуждение проекта застройки с межеванием территории на 83,7 га земли, ограниченной улицами Кирова, Лесной, Комсомольской и границей леса в Центральном районе, по которому у горожан множество вопросов. Вдоль леса собираются строить коттеджи, а ближе к Лесной — многоэтажки.
На участке хотят разместить торговые и развлекательные центры, ФОК, две школы и детсад. Жителям непонятно, как можно разворачивать строительство вблизи ЛЭП и в месте прохождения кабеля высокого напряжения, да и лес могут постепенно застраивать. К тому же там находятся земли, которые в собственности садоводческого товарищества и этот вопрос не урегулирован, да и вряд ли пропускная способность дороги справится с увеличившимся потоком машин в часы пик. Но, по мнению чиновников, все это не является препятствием для подготовки проекта планировки, который выполнила компания "М-строй" за 6,5 млн рублей.
Как отметили во время обсуждения генплана в думе Тольятти, проекты этой фирмы не редко связаны со скандалами — работы по реконструкции детсада №79 "Гусельки" и по сносу зданий и сооружений легкоатлетического ядра стадиона "Труд". Большинство участников публичных слушаний не поддержали еще одно творение этой конторы — проект планировки 17-А квартала, согласно которому ему пророчат роль исключительно спального. Здесь проживает 12 тыс. жителей, а образовательные учреждения по проекту представляют собой небольшой комплекс, состоящий из детсада и начальной школы. Старшим детям придется ходить в школы через оживленную дорогу по ул. 40 лет Победы.
Протестовать против пришла большая группа жителей квартала. Отметим, что старый проект, который обсуждали власти в 2004-м, содержал всю необходимую инфраструктуру, но мэрия зачем-то два года назад участок, где должны были строить социальные объекты, отдала коммерсантам в собственность. Выходит, деньги на проект, как всегда, потратили дважды.
По итогам публичного обсуждения проекта генплана во всех районах большинство проголосовало против него. Документ решено отправить на доработку.