Платья и костюмы с рукавами жиго, накидки-тальмы, ажурные и горностаевые пелерины, сумочки и зонтики расскажут о моде в России в эпоху правления императоров Александра III и Николая II. Зрители перенесутся во времена становления стиля модерн в моде и Серебряного века, когда крой и форма женского костюма претерпевали существенные изменения.
Изменяется цветовая гамма. Мода того периода предпочитает мягкие, пастельные тона, часто связанные с миром природы, водянистые, воздушные, травянистые и цветочные: приглушенный голубой, фисташково-нефритовый, дымчато-серый, жемчужный отлив… Женственный силуэт формируют мягкая юбка, плавно расклешенная книзу, напоминающая раскрытый цветок лилии, утянутая талия и корсаж. К середине 1890-х годов в убранстве платьев входит в моду асимметрия, навеянная архитектурными и скульптурными формами стиля модерн.
Поэты и художники идеализировали женщину, хотели в ней видеть Прекрасную Даму - воплощение мечты о совершенстве, сравнивали ее с загадочным сфинксом, ундиной, живущей в водах, лесной нимфой и небесным ангелом. Именно эти идеалистические представления о природе женщины и побудили творцов моды в Париже создать силуэт с корсетом, названный Belle Epoque.
"К счастью для современниц той эпохи, у них было много свободного времени, ведь большинство женщин еще не имели права на высшее образование и профессиональную деятельность и полностью зависели от доходов супруга, все время отдавая моде, дому, мужу и семье, - рассказывает Александр Васильев. - Женщины также не имели права участвовать в выборах, подавать на развод и курить в обществе, но зато как прекрасно они выглядели! Эти не тронутые эмансипацией русалки и фурии, роковые женщины - Femme Fatale - навсегда останутся предметом восхищения и подражания для других поколений".
На 30 специально изготовленных для экспозиции манекенах будут продемонстрированы туалеты из шелка, кружева и тюля с фантастически тонкими талиями, затянутыми в корсеты. Наряды поражают не только великолепным кроем и тонкостью ручной работы, но и своей сохранностью. Некоторые из представленных туалетов принадлежали знаменитой владелице заводов "Петровская водка" Татьяне Никитичне Налбандовой-Самсоновой, уехавшей с мужем в Париж в 1914 году и в Россию не вернувшейся. Часть ее московского гардероба 1910-х годов будет представлена в экспозиции.
Не менее ярким отражением моды той эпохи являются аксессуары - веера, сумочки, перчатки, бинокли, а также обувь и головные уборы, которые посетители выставки "Женская мода в стиле модерн" также смогут увидеть с 15 октября в Музее модерна.