Для отражения эффективности работы любой компании используется специальный бухгалтерская отчетность, отражающая расходы и доходы компании. Подобные отчеты являются обыденными, но все же вызывают у многих специалистов некоторые практические вопросов. Общая структура отчетности известна, но индивидуальные статьи должны подбираться самостоятельно, что и вызывает немало сложностей. Какие аналитические данные должен содержать бдр, как сделать бюджет доходов и расходов рациональным? Что еще необходимо планировать?
Существующие подходы к формированию БДР
Различают два подхода к формированию бюджета.
Первый: когда статьи определяются руководством предприятия. Так называемый принцип «сверху вниз». Его недостатком можно назвать излишнюю укрупненность статей.
Второй: когда учитывается максимум статей доходных и расходных предприятия, но в данной ситуации сложно уследить за дублированием и выявить задвоенные показатели.
Рациональным является совмещение и первого, и второго принципов формирования бюджета, когда совместно с руководством определяется структура отчетности, задаются статьи бюджета, их реестр определяется относительно бизнес-функций, готовится тот набор показателей, требуемый для анализа принимаемых управленческих решений на предприятии.
Налоговый бюджет
Необходимо планирование и прогнозирование на предприятии суммы налоговых платежей. Без этого невозможно составить ни финбаланс, ни БДР, невозможно прогнозировать движение денежных средств. Составляется БН не только для расчета финпоказателей предприятия и определения объема выплат, но и для разработки плана обязательных платежей, для оптимизации процесса налогообложения.
Процесс формирования БН состоит из стандартных этапов: планирование начислений, платежей и задолженностей.
- Рассчитываются планируемые суммы начислений, исходя из планируемых показателей по базе налогообложения; порядка и ставок, утвержденных законодательно; прочих сведений (возможной реструктуризации уплачиваемых сумм, утвержденного индивидуального графика).
- Планируемые платежи рассчитываются как разница между расчетной суммой и выплаченными авансовыми платежами. К полученной разности добавляются пени, при их возникновении, штрафные суммы.
- На третьем этапе учитываются отложенные налоговые активы, определяются бюджетные задолженности.
В заключение стоит отметить, что бюджетирование на каждом конкретном предприятии должно осуществляться с учетом объективной необходимости в получаемой информации, учитывая возможности предприятия. Иначе затраты на составление отчетности могут превысить получаемые выгоды.