В IX веке написалась первая страница истории греческих монастырей Метеоров, с того момента, как в скальных пещерах поселились первые отшельники. Со временем их количество увеличивалось, и превратилось в большую общину. В праздничные и воскресные дни они совместно молились и трапезничали и, сплотившись в единую группу, построили два скита Стаджи и Дупиани. Так зародилось монашеское «государство» Метеор. С XIII века земли Греции подвергались постоянным нашествиям крестоносцев и других завоевателей, однако, отвесные скалы и неприступные стены монастырей надежно защищали монахов.
Позднее благодаря стараниям монаха Афанасия был построен монастырь «Преображения Господня» - главное и самое знаменитое строение всего комплекса. Легенда гласит, что именно благодаря Афанасию эти скалы получили название Метеоры, и он был инициатором введения строгих для общины правил и исключения из нее женщин. Ознакомиться с этим уникальным местом можно здесь: http://www.tourister.ru/world/europe/greece/city/kalabaka/temples/15485.
Каждый монастырь комплекса был построен на скалах, высота которых превышала 500 метров, а главный монастырь «Преображения Господня» вознесся на 613 метров. Сталагмитовые горы – уникальное геологическое явление и скалам монастырей Метеоров 60 млн. лет. Каменистое дно моря доисторических времен со временем под
воздействием многих природных факторов превратились в гигантские каменные столбы. Сегодня многие монастыри этого комплекса разрушены, но часть из них уцелела и стала привлекательным местом для паломников и туристов. До каждого монастыря можно дойти по аккуратным асфальтовым дорожкам и каменным ступеням.
Часовня Девы и скит Дупиани находятся у подножия скал. В XVI веке началось возведение монастыря «Святого Николая Анапавсаса». Слишком узкая скала вынудила монахов расположить кельи и храмы на разных уровнях, и теперь эта часть комплекса напоминает лабиринт. Удивительно, что по истечении столетий фрески, знаменитого критского иконописца Феофана сохранились до современного поколения. Монастыри Великого Метеора неоднократно достраивались и реставрировались, а плетеными лестницами и подвесными мостами пользуются и сегодня.