Любая научная дисциплина независимо от направления состоит из собственной терминологии, категорий и научных понятий, сформировавшихся параллельно с прогрессом информационно-коммуникационных технологий. Сама основа изучения новой науки – это медиакультура, медиаполитика, медиасемиотика, медиапедагогика, медиарынок, медиаменеджмент, медиаискусство, медиакритика и др. Медиалогия разделяется на катергории: «медиапространство», «медиареальность» (виртуальная реальность), «инфосфера», «медиасреда», (киберпространство). Эти категории имеют такие понятия, как «медиапроцесс», «киберобъект», «медиаобъект», «медиасубъект», «оцифровка», «код», «киберсубъект», «виртуальность», «мультимедийность», «байт», «сайт», «симулякр» и «сеть». Все эти специфические термины используются в таком процессе, как анализ сми, который является самым главным составляющим «медиапространства».
Человечество, возможно, только сегодня начинает понимать, что живет уже в новой, ранее неизвестной цивилизации, структуру которой составляет информация. Основными задачами и целями, которые в ближайшие годы предстоит решать медиалогии, являются:
- дальнейшее развитие в сфере медиаобразования, медиаполитики, медиакультуры, при активном процессе модернизации общества;
- анализ уровня влияния на медиакультуру различных социальных структур: художественной культуры, мифологии, идеологии, религии, классического наследия науки и современных веяний;
- соотношение высокой культуры и медиакультуры в процессах поддержания духовных ценностей и производства;
- усиление влияния экранной медиакультуры в форме посредника между различными социальными группами, странами, личностью и социумом.
- определение характеристики перемен, которые происходят в медиасреде.