Как сообщают СМИ, сумма сделки составила 45 млн евро. По ее итогам Nissan перестал быть совладельцем российского автопроизводителя, а Renault увеличил долю в СП с 73,3 до 82,45%. Оставшиеся 17,55% по-прежнему у "Ростеха".
По мнению участников рынка, выход Nissan из АвтоВАЗа обусловлен нежеланием участвовать в финансовом оздоровлении завода за счет выкупа части дополнительной эмиссии его акций. В свою очередь, отказ от покупки допэмиссии привел бы к размыванию доли японской компании в АвтоВАЗе, так что продажа пакета в этой ситуации вполне логична. Тем более что, как заявили агентству "Автостат" в российском офисе Nissan, сделка "не повлияет ни на баланс прав при голосовании, ни на действующие производственные проекты всех трех компаний. Renault, Nissan и Mitsubishi работают над созданием синергии между партнерами, особенно в России, где все три компании и их шесть брендов (Lada, Renault, Nissan, Infiniti, Datsun и Mitsubishi) имеют лидирующую позицию с долей рынка на конец 2016 года в размере 33,4 процента".
Напомним, что решение о проведении дополнительной эмиссии было принято акционерами АвтоВАЗа в октябре 2016 года. Это стало ответом на кризис в компании, которая по итогам 2015 года получила почти 74 млрд рублей убытков — втрое больше, чем по результатам 2014-го. Это, кстати говоря, стало одной из причин увольнения генерального директора АвтоВАЗа Бу Андерсона весной 2016 года. На посту его сменил француз Николя Мор, ранее продолжительное время руководивший румынским автопроизводителем Dacia, который входит в группу Renault. Этот факт дал повод говорить об укреплении позиций французского концерна на тольяттинском предприятии.
Как заявлялось, АвтоВАЗу для финансового оздоровления было необходимо 110 млрд рублей, из которых 85 млрд предполагалось получить за счет размещения дополнительных акций. Однако в декабре прошлого года удалось разместить ценных бумаг только чуть больше, чем на 26 млрд рублей. Причем по итогам размещения доля Alliance Rostec Auto B. V. (СП "Ростеха", Renault и Nissan) в уставном капитале АвтоВАЗа снизилась с 74,51% до нынешних 64,6%, а у автопроизводителя появился новый совладелец. Им стала кипрская дочка ИК "Ренессанс Капитал" Михаила Прохорова Renaissance Securities Limited, получившая 24,05%. Впрочем, вскоре выяснилось, что компания купила пакет на деньги, которые ей предоставил Renault. Эта информация была раскрыта в отчете концерна за 2016 год.
В ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне этого года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявил журналистам, что "Ренессанс Капитал" как финансовый инвестор в определенный момент выйдет из состава акционеров АвтоВАЗа, а "Ростех" и Renault–Nissan перейдут к прямому владению автоконцерном. По его словам, это может случиться через год-полтора. Тогда же Чемезов сказал, что в июле будет проведен второй этап докапитализации АвтоВАЗа за счет конвертации долгов компании перед "Ростехом" (51 млрд рублей) и французско-японским альянсом (32 млрд): "В результате у нас 25 процентов акций, у Renault–Nissan около 75 процентов".
Впрочем, пока новостей о проведении второго этапа дополнительной эмиссии и последующего за ним перераспределения долей в АвтоВАЗе не поступало. Не исключено, что они появятся в ближайшее время: выкуп доли Nissan был определенным этапом подготовки ко второй допэмиссии.