В конце сезона театр «Камерная сцена» показал новый спектакль - «На какой-то звезде…». Как сказано в программке, «по мотивам рассказа «Звонок» Владимира Набокова.
Художественный руководитель театра Софья Рубина вообще не равнодушна к Набокову, и время от времени в «Камерной сцене» появляются то «Смех в темноте» («Камера обскура»), то «Машенька». Это логично, если учесть, что театр ставит в основном инсценировки литературных произведений, знакомя зрителей с мало известной прозой разных писателей. Только с хорошей прозой, добавим. Задача столь же благородная, сколь и трудная. Набоков же в длинном списке имен и фамилий занимает особое место: он настолько литературен, изыскан, что перенести его язык на сцену без потерь практически невозможно. Но можно перенести стиль, настроение, ту поэтическую недосказанность, которая светится в каждом, пусть даже маленьком, его рассказе. На этот раз Софья Рубина сделала больше, превратив персонажей двух рассказов писателя (в спектакле есть мотивы и новеллы «Возвращение Чорба») в типичных русских изгнанников послереволюционного времени.
За час с небольшим перед зрителем в сжатом виде проходят судьбы сразу нескольких людей, бежавших из большевистской России. Режиссер не уточняет, где они сейчас находятся. Это может быть Италия или Греция, Турция или Каир – везде есть море, вино и проходимцы, готовые поживиться за счет простодушных иностранцев, разыскивающих своих родных и близких. Возможно, это даже другая планета, зашифрованная в названии пьесы. Но, скорее всего, это все-таки Франция, если обратить внимание на проститутку Николь (Софья Симакова), фланирующую по набережной в поисках клиентов. Первый вопрос, который она задает Никитину (Павел Новиков): «Парле ву Франсе?». А он, приехавший в этот приморский город в поисках матери, вдруг узнает в Николь свою бывшую жену (или возлюбленную). Следует сцена выяснения прошлых отношений, в которой каждый говорит о своем. Высокий широкоплечий Никитин едва не ломает руки хрупкой Николь, но все кончается ничем – они расстаются врагами, как и много лет тому назад. Еще одна сломанная судьба, еще одна маленькая жертва великой революции.
А вот еще одна – матрос (Евгений Клюев), с которым Никитин знакомится в ближайшем кабачке. На чужбине моряк (кем он был раньше, мы не знаем) потерял жену и заливает горе вином, которое приносит тоже эмигрант – Левушка (Денис Аверьянов).
Перед актерами стояла трудная задача – несколькими штрихами обозначить характер своего персонажа. У них нет развернутых монологов, они не исповедуются первому встречному за рюмкой спиртного, как принято в похожих кинофильмах. Всего несколько минут на сцене, один короткий эпизод – и мы узнаем целую жизнь. Как правило, не очень счастливую и удачную. Вот за столик кафе садится человек в приличном костюме (Виталий Тимошкин) и требует кружку пива. Но он ее не выпьет: Никитин узнает в нем чекиста, пытавшего его в застенке. В каком не важно – на родине им нет числа. Первое желание – сломать шею своему мучителю быстро переходит в брезгливость. Чекист на свободе, а герою везет: после долгих скитаний он все же находит мать с помощью Вайнера (Николай Саратовцев), зубного врача из России. Но это не приносит Никитину ожидаемой радости. Его обожаемая мама Ольга Крилловна (Светлана Ширяева) ждет гостя, вдвое моложе ее, приготовив ему в подарок к дню рождения дешевый позолоченный портсигар. Долгий звонок в дверь остается без ответа.
- Завтра утром я покачу дальше,- говорит сын, - поглаживая мать по плечу… Я тебе буду писать. Так, через годок, снова встретимся, тогда, может быть, дольше останусь.
- Пиши, пожалуйста, почаще...
Хотя оба знают, что встреча эта последняя. Что она будет ждать не сына, а своего Мишеля, пока тот ее не бросит. А Никитин продолжит скитания по странам, не считая времени и мест, где был. Как заметил сам Набоков: «Во время путешествия забываешь названия дней: их заменяют города».
Остается добавить, что этот поэтичный спектакль оформила художник Ольга Никифорова. Танцы, как всегда, поставила Надежда Малыгина.
В «Камерной сцене» снова поставили Набокова
Дата:
1054