«Российская неделя ГЧП» – крупнейшее мероприятие в стране в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства. Участники конгресса – представители федеральных и региональных органов власти, топ-менеджеры коммерческих организаций, ведущие строители и эксперты отрасли – обмениваются лучшими практиками, обсуждают проблемные вопросы и презентуют готовые кейсы по реализации крупных проектов на основе механизма ГЧП. В этом году в рамках пленарной сессии «Инфраструктура для людей: как реализация проектов ГЧП меняет качество жизни в регионах» участники обсудили значение ГЧП в развитии страны и достижении национальных целей на примере конкретных региональных практик.
Приветствуя участников сессии, заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что развитие ГЧП – одна из приоритетных задач Правительства. Только совместными усилиями государства и бизнеса можно в кратчайшие сроки реализовывать крупные проекты в самых разных отраслях, существенно улучшив социально-экономическое положение отдельных регионов и страны в целом: «Это самое перспективное направление работы. Мы ставим задачу поменять подходы, чтобы на каждый бюджетный рубль привлекать как можно больше внебюджетных источников финансирования. От этого выиграют все: граждане, экономика, участники процесса».
Заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов акцентировал внимание на том, что именно частные инвестиции помогут быстро восстановиться экономике после пандемии коронавирусной инфекции: «В условиях, когда ограниченность бюджетных ресурсов сохраняется, достичь национальной цели – повысить качество жизни в регионах, городах – без внебюджетных источников не получится. Поэтому сейчас идет большая работа по запуску нового инвестиционного цикла, расширяются «узкие места» по уже существующим механизмам ГЧП, внедряются новые».
Илья Торосов отметил, что сейчас развитию ГЧП мешает недостаточное количество структурированных проектов, готовых к финансированию, опасение инвесторов относительно возвратности вложенных средств, а также нюансы в законодательстве.
«На этой неделе Минэкономразвития направит в Правительство РФ законопроект, который нужен рынку, бизнесу и властям всех уровней. В нем будет уточнена форма финансирования публичной стороны: теперь возможно будет полностью возмещать расходы инвесторов на создание и эксплуатацию объектов со стороны государства. Также «донастроили» конкурсные процедуры, сняли вопросы стимулирования предпроектной подготовки в рамках частной инициативы. По оценке экспертов, введение этих поправок позволит дополнительно запустить проекты ГЧП в ближайшие 5 лет на сумму более чем 1 триллион рублей».
Модераторы сессии отметили, что в случае принятия законопроект станет серьезным подспорьем в развитии отношений между властью и бизнесом, а также попросили руководителей регионов-лидеров рассказать, каким образом удается обходить все подводные камни сейчас, в условиях существующей нормативной базы. Опытом нашего региона поделился Губернатор Дмитрий Азаров.
Самарская область на протяжении последних трех лет занимает верхние строчки в рейтинге Национального Центра ГЧП, а по итогам 2019 года стала безоговорочным победителем, набрав наивысшее количество баллов – 98,7. Столь высокая федеральная оценка – это результат работы команды регионального Правительства во главе с Губернатором по формированию положительного инвестклимата, развитию территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон.
«То, что реализация проектов на основе механизмов ГЧП очень перспективное направление, мы поняли несколько лет назад и настойчиво им занимаемся, – подчеркнул Дмитрий Азаров. – Мы на протяжении ряда лет входим в лидирующую группу. То, что сейчас стали абсолютными лидерами – не столь важно по сравнению с тем, что мы каждый год, последовательно занимаясь этими вопросами, действительно достигали эффективности. Это еще раз подтверждает верность выбранного курса, Стратегии лидерства Самарской области, лидерства по всем направлениям, и ГЧП здесь – не исключение».
Напомним, что сегодня регион лидирует не только в вопросе выстраивания взаимоотношений с инвесторами и представителями бизнеса, но и в выполнении задач, поставленных Президентом страны. В конце 2019 года Самарская область вошла в число регионов-лидеров рейтинга, составленного Правительством РФ в соответствии с Указом Президента Владимира Путина. Тогда губерния была признана абсолютным лидером в ПФО и одним из 5 лучших субъектов в стране по уровню социально-экономического развития. Результаты этого рейтинга также способствовали привлечению в регион новых инвесторов.
Что же касается работы с бизнесом, руководитель области рассказал, что региональная команда начинала с реализации небольших проектов на основе механизмов ГЧП в сфере здравоохранения и ЖКХ, а сейчас перешла к масштабным проектам в сфере транспортной и инженерной инфраструктуры. Дмитрий Азаров отметил, что при работе с частными инвестициями регион уделяет особое внимание двум критериям: «Во-первых, мы помним, что ресурс всегда ограничен, денег не бывает много, и нужно думать, как на каждый бюджетный рубль привлечь внебюджетные инвестиции. Во-вторых, надо рассматривать возможность применения бизнес-модели управления к государственным проектам. Это, как правило, оказывается гораздо эффективнее, чем ГУПы, МУПы или другие структуры. По крайней мере, на региональном уровне».
Самый амбициозный и капиталоемкий проект, который на данный момент реализует самарская губерния на основе ГЧП, – строительство мостового перехода через Волгу с обходом Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал». Проект входит в международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай» и является самым крупным инфраструктурным проектом в стране, который реализуется с применением частных средств. Его реализация принесет колоссальный экономический эффект не только для региона, но и в целом для страны. Об этом говорил и Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации, которая состоялась 23 сентября.
«Мы пришли с этой идеей в министерство транспорта РФ, когда нам удалось доказать оптимальность прохождения международного транспортного коридора через территорию Самарской области, поговорили с министром Евгением Ивановичем Дитрихом и поняли, что денег на весь проект не хватает, – рассказал Дмитрий Азаров. – Мы не стали ждать, появятся средства на реализацию проекта в полном объеме в федеральном бюджете или нет, а пошли на опережение. Поняли, какой объем средств может быть предоставлен, начали искать частных партнеров».
Активная работа по поиску партнеров принесла свои плоды: 16 октября 2019 года в Екатеринбурге на международной специализированной выставке «Дорога-2019» в присутствии Председателя Правительства РФ между Правительством региона и концессионером было заключено соглашение о строительстве обхода г. Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Первые предстроительные работы на объекте стартовали уже через месяц, сейчас возведение идет полным ходом.
«Ни на один день стройка не останавливалась в период пандемии. Мы создали условия для работы мостоотрядов, которые добиваются результата и в эти непростые времена», – добавил Дмитрий Азаров.
Еще один проект, о реализации которого рассказал Дмитрий Азаров участникам сессии, – строительство и эксплуатация железнодорожных путей для обеспечения деятельности ОЭЗ «Тольятти», который Правительство Самарской области реализует совместно с ОАО «РЖД». Соглашение о реализации проекта было подписано в прошлом году на «Российской неделе ГЧП».
Уникальность проекта заключается в том, что инфраструктура создается под конкретные инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ «Тольятти». К примеру, создание новой железнодорожной ветки позволило заключить соглашение с магнитогорским металлургическим комбинатом о строительстве в ОЭЗ логистического центра. «Получив эту железнодорожную ветку, мы «подтягиваем» уже и другие крупнотоннажные производства, в том числе, рассчитываем подписать соглашение по открытию производства керамогранита», – добавил Дмитрий Азаров.
Также руководитель области рассказал, что сейчас совместно с ОАО «РЖД» реализуется проект по организации скоростного пассажирского железнодорожного сообщения по маршруту Новокуйбышевск – Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти.
«Фактически, двухядерная Самарско-Тольяттинская агломерация – крупнейшая нестоличная агломерация в стране, и как только этот транспортный каркас в виде скоростного железнодорожного сообщения появляется, Самара и Тольятти выйдут на другую синергию экономики, другой уровень социально-экономического развития в целом», – пояснил Дмитрий Азаров.
Подводя итоги выступления, Дмитрий Азаров акцентировал внимание на том, что включение механизмов ГЧП в нацпроекты даст серьезный импульс развития стране.
«Мы это предлагали год назад на совещании в Правительстве РФ и последовательно эту позицию отстаиваем, – отметил Губернатор. – В строительстве детских садов, частных школ, социальных объектов, в том числе для людей старшего поколения, спортивных объектов мы имеем колоссальный потенциал совместной работы с бизнесом, реализации ГЧП, если сможем направить средства нацпроектов. Считаю это крайне актуальной задачей».
Завершила пленарную сессию торжественная церемония награждения национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА». В этом году на получение премии претендовали 107 участников по различным номинациям. Самарская область участвовала в конкурсе с проектом «Строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу» и, обойдя несколько десятков конкурентов, стала победителем в номинации «Лучший ГЧП-проект в сфере автомобильных дорог».
«Сегодня мы получили высокую оценку – лучший проект ГЧП в стране. Награду получили – и забываем об этом, дальше нужно думать о том, какие новые проекты будут появляться на территории Самарской области», – отметил Дмитрий Азаров после церемонии награждения.
Наша губерния не в первый раз становится лауреатом премии: в 2018 году Самарская область была отмечена в номинации «Квалифицированный заказчик» за стабильную эффективную проектную работу и управление инвестиционным портфелем региона.