Один из пяти опытных самолетов "Рысачок", созданных ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", в скором времени отправится в ЛИИ им. Громова для прохождения сертификационных испытаний. После этого завод сможет приступить к их серийному производству.
Самолет уже находится на аэродроме завода и готовится к отправке. Несмотря на 25-градусный мороз, все системы "Рысачка" работают отлично.
"Сейчас идет подготовка самолета перед полетом на сертификационные испытания: проверка аппаратуры, выпуска закрылков, топливной системы, аппаратуры навигации и связи, - рассказал "ВН" непосредственно на аэродроме начальник участка испытаний радиоэлектронного оборудования ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" Александр Стригалев. - Мы ждем летчиков, которые перегонят "Рысачок" в Москву".
В сертификационных испытаниях примут участие все пять первых "Рысачков": три летных и два планера, созданные специально для статических испытаний.
Последний этап
"Сертификация "Рысачка" проводится в рамках договора, заключенного между разработчиком самолета НКФ "Техноавиа" и изготовителем "ЦСКБ-Прогресс", поскольку только разработчик имеет право сертифицировать самолеты", - рассказал "ВН" заместитель генерального конструктора ФГУП ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", начальник КБ по авиационной тематике Евгений Штанько.
По его словам, процедура сертификации, предположительно, продлится около полутора лет. "Параллельно будет идти сертификация центра производства "ЦСКБ-Прогресс", - пояснил Евгений Штанько. - Это необходимо для того, чтобы приступить к серийному выпуску самолетов. Мы надеемся этот процесс закончить одновременно".
Технические характеристики самолета таковы, что его можно будет использовать в самых разных сферах. "Рысачок" может перевозить 10 пассажиров или 1,5 т грузов. Дальность его полета составляет 2 тыс. км, крейсерская скорость - 250-400 км/ч. Кроме того, самолет может садиться на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Разработаны несколько вариантов "Рысачка": пассажирский, грузовой, десантный, санитарный, патрульный, учебно-тренировочный.
"Надеемся, что самолет будет иметь спрос, - говорит Евгений Штанько. - Вскоре начнется реализация пилотного проекта развития региональной авиации в ПФО. Наш "Рысачок" может занять достойное место, фактически он может закрыть все маршруты внутри ПФО. По своим характеристикам он на это способен".
Местные полеты
В апреле в ПФО начнется реализация программы развития региональных перевозок. В федеральном бюджете на нее предусмотрены средства в размере 300 млн рублей, в бюджете Самарской области - 57,1 млн рублей. Согласно программе, между 15 крупными городами (всеми региональными центрами ПФО и Нижнекамском) будут организованы 37 прямых авиарейсов и 20 трансферных за счет стыковок прямых рейсов в аэропортах Самары, Казани и Уфы. Билет на самолет обойдется жителям Приволжского федерального округа в два раза дешевле реальной стоимости, поскольку половину этой суммы будут субсидировать федеральный и региональные бюджеты.
Во время последнего визита в Самару полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич отмечал, что длительный перерыв в производстве самолетов малой авиации привел к утрате технологий и кадров, и возврату былых позиций будет способствовать принятый пилотный проект.
"Я считаю, что с этого момента у авиакомпаний, конструкторских бюро, заводов есть все основания считать для себя развитие региональных перевозок приоритетной задачей, - подчеркивал он. - Немаловажный факт, что именно в ПФО находятся предприятия, способные работать над этим вопросом. Здесь есть производственные, кадровые и научные возможности. Прежде всего, это Самара, где уже есть прецедент - самолет "Рысачок". Это хорошая машина, сейчас она проходит сертификацию, три образца машин уже созданы, два облетали".
Рождение "Рысачка"
Сертификация - это важнейший этап в создании самолета. Но до этого момента "Рысачку" пришлось "пройти" сложный путь. Создатель нового самолета - Вячеслав Кондратьев, известный советский и российский авиаконструктор, долгое время возглавлявший работы по легкомоторной авиации в КБ Яковлева и Сухого.
В 2000-е гг. фирма Вячеслава Кондратьева "Техноавиа" разработала несколько успешных проектов, последний из которых, самолет "Рысачок", в 2007 г. выиграл конкурс, в котором ему противостояли экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева (самолет М-201) и ОАО "ОКБ им. Яковлева". По условиям конкурса, нужно было представить самолет для выпускного обучения курсантов летных училищ гражданской авиации. Заказчиком выступил Минтранс России, а инициатива исходила от коллектива Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА).
Машина нужна была для подготовки пилотов. Раньше выпускную подготовку курсанты, уже полетавшие самостоятельно, проходили на биплане Ан-2, но он давно "вылетал" ресурс. Пока начинающие пилоты учатся на австрийских Diamond DA-42. Но эти машины слишком капризны и дороги в эксплуатации.
Головным предприятием по производству нового самолета стал ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс". Самарские инженеры приняли непосредственное участие в разработке конструкторской документации. По техническому заданию, теоретическим чертежам и под непосредственным руководством Вячеслава Кондратьева и фирмы "Техноавиа" в "ЦСКБ-Прогресс" была разработана конструкторская документация на планер самолета, его электрические и радиотехнические системы.
Конструктор "Рысачка" разработал его обводы, конструктивно-силовую схему, системы управления самолетом и двигателями. Проект шасси выполнили в ОКБ "Гидромаш" в Нижнем Новгороде, а изготовили в Самаре на "Авиаагрегате". После создания опытной партии ЦСКБ с "Рысачком" приняли участие в авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском.
Готовятся к производству
По словам Евгения Штанько, технологическое оснащение "ЦСКБ-Прогресс" позволит выпускать семь-восемь самолетов в год при работе в одну смену. В случае организации работы в две смены возможен выпуск 15 самолетов в год.
"Критичными являются стапель сборки крыла и стапель сборки фюзеляжа, - пояснил Евгений Штанько. - Если построить стапели-дублеры, то ЦСКБ может выпускать до 30 самолетов в год". Как отметил заместитель генерального конструктора ЦСКБ, поскольку завод загружен по основной тематике, для серийного производства самолетов понадобится дополнительный набор сотрудников".
Частные авиакомпании уже заинтересовались самолетом. "На МАКС у нас был сбор предложений, - сообщил Евгений Штанько. - Общее количество востребованных самолетов - порядка 200. Но всем нужен сертифицированный самолет. Как только будет близиться окончание сертификации, я думаю, договорная кампания начнется".
По оценкам инженеров ЦСКБ, стоимость самолета при базовой комплектации составит 97-100 млн рублей.
Евгений Штанько, заместитель генерального конструктора ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", начальник КБ по авиационной тематике:
- Совместно с НКФ "Техноавиа" мы создаем самолет "Рысачок". В настоящий момент изготовлена опытная партия: пять самолетов - три летных и два планера, предназначенные для статических испытаний. Самолет уже летал, он выступал на авиасалоне МАКС-2011, где участвовал в ежедневных полетах. Машина показала себя прекрасно. Впереди - этап сертификации. Независимые государственные органы должны подтвердить, что самолет соответствует всем действующим авиационным правилам и может быть безопасно использован для перевозки пассажиров и грузов.
Андрей Шенк, аналитик ИК "Инвесткафе":
- Перспективы у самолета есть, все зависит от того, насколько он будет эффективен с точки зрения экономики. Важна не столько стоимость самолета, сколько стоимость его эксплуатации (в частности, расход топлива, количество пассажиров, которое он может перевозить). Если эти характеристики будут сбалансированы, то предприятие вполне может рассчитывать на заказы, в том числе государственные. В этом случае самолет займет свою нишу. Что касается возможности локализации производства комплектующих для "Рысачка" на территории России, то вряд ли это произойдет в ближайшей перспективе. На это потребуется не меньше трех-четырех лет. Потому что сегодня нет политики, направленной на ее стимулирование.