- Наблюдатели прогнозируют, что явка на выборах мэра Самары будет невысокой, так как сейчас кампания идет довольно вяло. Как вы считаете, в пределах каких границ могут быть итоговые цифры?
- Кампания активизируется, у меня по этому поводу никаких сомнений нет. Что касается явки, то сейчас ее прогнозировать сложно. Но то, что она не будет такой же, как на выборах мэра в 2006 году - это совершенно точно. Напомню, тогда в первом туре она составила 40%, а во втором - 44%. Это был высокий со всех смыслах показатель. Сейчас такой цифры не будет. Если бы выборы проходили сегодня, явка составила от 23% до 33%. Повысить же активность может только начинающаяся избирательная кампания.
- А что конкретно повышает явку?
- Количество кандидатов в мэры: как правило, чем больше претендентов, тем выше явка. В 2006 году в кампании участвовало 18 кандидатов, и все они были очень разные. Сегодня их 10... Может повысить явку интересная тема кампании. Местные события, которые вписываются в федеральную повестку дня и накладываются на выборы. Например, если 9 октября в Самаре откроется Фрунзенский мост и туда приедет Владимир Путин.
- Появилась ли тема в этой избирательной кампании?
- Темы кампании по-прежнему нет, по крайней мере, в голове избирателя. Если основная мысль кампании 2006 года была «за» Лиманского или «против» Лиманского, то сегодня основная тема кампании превращается в «за» Азарова – «против» Азарова. Фокус кампании переносится на Азарова, но идеологически кампания под это не настроена, по крайней мере, пока.
- Кому из кандидатов в мэры может быть выгодна низкая явка избирателей?
- Правящей в стране группе - партии "Единая Россия" - выгодна высокая явка. Низкая явка важна для местной власти, потому что у нее в руках есть административный ресурс. Он имеет ограниченный объем и, соответственно, чем ниже явка, тем больше среди пришедших на выборы будет доля этого административного ресурса. Однако влияние административного ресурса не надо преувеличивать. Если у вас 28%, а у вашего противника 30%, то с помощью административного ресурса вы, конечно, можете набрать 31%. Но если у вас 15%, а у противника 30%, то здесь никакой административный ресурс не поможет. Тем более, что в Самаре административный ресурс никогда не был решающим фактором.
Прогнозы
Владимир Звоновский: «У этой кампании по-прежнему нет темы»
Президент Фонда социальных исследований Самарской области Владимир Звоновский в интервью «Времени» рассказал, почему на выборах мэра Самары 10 октября явка вряд ли достигнет планки 2006 года, и кому из кандидатов может быть выгодна низкая активность избирателя.
Авторы:
Марина ШАБАНОВА
Фото:
Читали: 1529