Затянули пояса
В кризис многие компании существенно сократили расходы на обучение персонала, а некоторые и вовсе исключили эту статью из бюджета. Причина в том, что эти затраты не относятся к числу мгновенно дающих эффект. И в условиях кризиса на первый план выходят другие статьи расходов. «В кризис для большинства компаний было актуально не развитие, а выживание», - отмечает директор Поволжского консалтингового центра Ольга Фокина.
Но были и отрасли, которые продолжали инвестировать в развитие персонала и в трудные времена. «В основном, это банковская сфера, сетевые магазины и даже маленькие магазинчики, а также игроки рынка связи», - подчеркнула Фокина. Директор Школы Бизнеса СИДО Ольга Захарова, в свою очередь, утверждает, что активность компаний в кризис не зависела от сферы их деятельности. «Обучение персонала продолжали руководители, которые понимают, что залог успеха компании - системное развитие управленческого персонала», - считает она.
Впрочем, не бывает худа без добра - в «трудное время» интерес к дополнительному образованию вырос со стороны физических лиц. «В кризис к нам стало обращаться гораздо больше частных клиентов, - рассказала Ольга Фокина. – До этого спроса на образовательные услуги с их стороны почти не было, так как конкуренция практически отсутствовала, и людям не было смысла вкладываться в себя, чтобы строиться на работу».
«Кого» и «как»
В посткризисный период ситуация значительно изменилась. Игроки рынка бизнес-образования выделяют различные новые тенденции в своей сфере деятельности, но есть и общие моменты, о которых говорят все.
По мнению экспертов, сейчас все организации постепенно начинают увеличивать инвестиции в образование своего персонала. «Я думаю, что представители практически всех слоев населения и различных профессий готовы сейчас обучаться, переобучаться и повышать свою квалификацию», - отмечает директор НОУ «Институт профессионального роста» Елена Прокопович. Но после кризиса произошло переосмысление компаниями того, кого и как нужно учить. Когда бюджет ограничен, а условия окружающей среды постоянно меняются, требуя немедленной реакции на эти изменения, пересмотр привычных приоритетов в области обучения персонала вполне закономерен.
В первую очередь, изменился взгляд на то, кого учить. По словам директора Поволжского консалтингового центра Ольги Фокиной, чаще всего в посткризисный период на обучение отправляют руководителей: топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. Эту же тенденцию отмечают и другие игроки рынка. «Несмотря на то, что рядовой персонал - это самый важный актив компании, бюджеты на его обучение были сокращены, - сообщила директор тренинг-центра «Маэстро» Наталья Чернова. - На сегодняшний день чаще обучаются сами руководители, либо посылают на обучение ключевые категории персонала».
Елена Прокопович отметила, что в крупных компаниях действует система развития персонала, составляются планы обучения и повышения квалификации специалистов различных уровней (от рядовых работников до руководящего состава). «Также наблюдается и личная заинтересованность людей в получении дополнительных знаний по своей или родственной профессии», - добавила она.
Компании также пересмотрели устоявшиеся подходы к тому, как учить. Сейчас они стараются найти такие формы обучения персонала, которые будут максимально эффективны и при этом не слишком затратны.
Одна из главных тенденций здесь - акцент на внутренние, а не внешние образовательные программы. «Тенденция к развитию внутреннего бизнес-образования появилась в Самаре еще до кризиса, - отмечает Ольга Фокина.- Наши услуги достаточно дороги, и компании начали формировать внутри себя корпоративные университеты. Но почти все они развалились в кризис. Правда, само внутреннее бизнес-образование осталось: к нам отправляют топов и будущих тренеров компании, а уже они сами потом учат остальной персонал».
Наталья Чернова уверена, что акцент на внутреннее обучение, привел к сокращению спроса на услуги игроков рынка бизнес-образования. «Девиз сегодняшнего дня для большинства компаний - «экономить, а не тратить», поэтому многие системы обучения продолжают фокусироваться на внутреннем и электронном обучении, а также проводят антикризисные мероприятия», - заявляет она.
Елена Прокопович, впрочем, считает, что внутреннее обучение преследует совсем другие цели и решает другие задачи, нежели образовательные организации. «Ни одна компания не может самостоятельно организовать и обеспечить на должном уровне образовательный процесс, сделать подбор высокообразованных преподавателей, подготовить раздаточный материал, - комментирует она. - За такими услугами они и обращаются в образовательные организации с положительной деловой репутацией или устраивают конкурсы по выбору образовательной организации для работы с конкретной компанией».
Ставка на результат
Еще одной новой тенденцией стало ужесточение требований компаний к тому, что они хотят получить на выходе. «После кризиса требования компаний к результатам обучения ужесточились, - подчеркнула директор тренинг-центра «Маэстро» Наталья Чернова. - Эффективность обучения становится объектом пристального внимания. Клиенты проявляют интерес к комплексному и узко специализированному решению задач, тщательно относятся к выбору бизнес-тренера и программе, желая получить готовый работающий инструментарий».
С этим согласна и директор НОУ «Институт профессионального роста» Елена Прокопович. «В настоящее время заказчики образовательных услуг стали более тщательно подходить к выбору образовательных программ, к их аккредитации в различных профессиональных объединениях и лекторскому составу, - рассказала она. - Например, в сфере экономической специальности проявляется большой интерес к преподавателям, имеющим международную сертификацию, к программам аттестации и повышения квалификации Института профессиональных бухгалтеров России, Палаты налоговых консультантов России, Института сертифицированных финансовых менеджеров, СРО аудиторов и др. В сфере кадрового менеджмента предпочтение отдается сертификации Национального союза кадровиков».
Не до MBA
Многие эксперты отмечают, что сейчас на рынке бизнес-образования актуальны краткосрочные тренинги и семинары, а, например, MBA после кризиса «просел». «Я думаю, что длительные и дорогостоящие программы обучения, такие как MBA, в посткризисный период будут менее актуальны», - отмечает директор тренинг-центра «Маэстро» Наталья Чернова.
Однако директор Школы Бизнеса СИДО Ольга Захарова уверена, что обучение на программе МВА по-прежнему востребовано. «Оно помогает в карьере тем, кто применяет на практике полученные при обучении знания, развивает навыки и амбициозен», - считает она.
При выборе программы, по мнению Захаровой, важно понимать, что она дает управленцу. «Например, программа МВА «Стратегия», которую предлагает СИДО, разработана Школой Бизнеса Открытого Университета Великобритании и Международным Институтом менеджмента ЛИНК, - рассказывает директор института. - Она имеет формат обучения «без отрыва от работы» и разработана специально для менеджеров, руководителей отделов и команд вне зависимости от сферы деятельности их организации, ее размеров». Эта программа помогает разобраться в источниках управленческих проблем и систематизировать накопленный опыт, предоставляет разнообразный набор инструментов анализа менеджмента организации, рычаги управления как материальными, так и человеческими ресурсами. «Большинство тем программы исследуются на собственной практике обучающихся, что позволяет лучше усвоить материал и получить отдачу от обучения менеджменту уже после первых занятий. В нашем случае – это зарубежная программа, на которой можно учиться в Самаре», - резюмировала Захарова.
Таким образом, если рассматривать рынок бизнес-образования в целом, то можно констатировать, что после кризиса руководство компаний стало гораздо более взвешенно и вдумчиво относиться к образованию сотрудников и своему собственному. Урезанные бюджеты и, как следствие, более суровые требования к обучающим программам заставили внутренние HR-службы и внешние организации в лице бизнес-школ, тренинговых и консалтинговых компаний пересмотреть привычные подходы и предложить нечто новое, оптимальное с точки зрения соотношения «цена — качество». И хотя эксперты, в основном, прогнозируют возвращение спроса на образовательные услуги на докризисный уровень к 2012 году, структура спроса и предложения на рынке к этому времени может существенно измениться.
ОБРАЗОВАНИЕ
Новые приоритеты
Финансовый кризис практически свел на нет обороты рынка бизнес-образования. Компании, в том числе и крупнейшие, стали резко сокращать расходы, откладывая все долгосрочные проекты, к каковым относится повышение квалификации персонала, на «светлое завтра». Сегодня ситуация начинает выравниваться, однако игроки рынка констатируют, что их клиенты кардинально пересмотрели свои взгляды на то, кого, как и чему нужно учить.
Авторы:
Галина ВЕРЕЩАГИНА
Читали: 2060