Туризм

Версия для печати

Александр ДЕНИСОВ: Туристический поток увеличился на 15-25%

Туристические агентства в Самаре открывают летний сезон. Чем он будет отличаться от прошлого, как переживает самарский туристический рынок «высокий» сезон, о новых продуктах туристических компаний, о динамике цен и местном туристическом потоке рассказывает исполнительный директор компании «Спутник-Гермес» Александр Денисов.

«А по Волге - вверх теплоход»
- Какие направления во внутреннем туризме, на ваш взгляд, предпочтут самарцы этим летом и с чем это связано?
- В Cамарской области будут популярны путешествия на теплоходе с посещением городов Золотого кольца России, по всей Волге, до Казани, Санкт-Петербурга, Москвы. Есть большая база постоянных клиентов, которые этот вид отдыха ни на что не променяют.

 

АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ
Родился 22 августа 1977 г. Окончил Самарский государственный политехнический университет по специальности «экономист» и Самарский государственный университет по специальности «юрист».
C 1998 г. работал в ГУВД по Самарской области в отделе по борьбе с экономическими преступлениями.
С 2004 г. работает в ООО «Спутник-Гермес».

 

ДОСЬЕ
ООО «СПУТНИК ГЕРМЕС-С» Туристическая компания «Спутник-Гермес» образовалась в Самаре в ноябре 1999 г. путём слияния двух операторских компаний: «Спутник» - туроператор области по чартерным вылетам за рубеж из Самары и «Гермес-Самара-Тур» - туроператор Поволжья по круизам по Волге.  Уставный капитал – 10 тыс. руб. Основной вид деятельности - организация комплексного туристического обслуживания. Награды: диплом Российского комитета по туризму «Профи Российского туризма», диплом администрации Самарской области «За лучшую организацию речного круиза по Волге», «Хрустальный глобус» - Всероссийская ежегодная премия, награда департамента промышленности и торговли Самарской области «Серебряная чайка» в номинациях «Лучший волжский круиз» и «Лучший турагент года».  Директор: Наталья Денисова.
Источник: «СПАРК-Интерфакс», http://www.sputnik-germes.ru

 

Иностранцы из Испании, Италии, Праги активно интересуются круизами до Санкт-Петербурга и Москвы. Им неудобно стартовать из Самары, поэтому они начинают круиз в столице или Питере. У нас, к сожалению, пока нет судов, адаптированных для иностранного туриста. Помимо теплоходов, популярностью пользуются базы, курортно-оздоровительные комплексы, такие как «Сергиевские минеральные воды». Этот отдых нельзя назвать дешевым, но существуют разные спецпредложения, акции, когда можно уехать отдыхать по более низким ценам. Внутренний туризм обычно предпочитают люди со средним достатком и выше.
- Риелторские компании выставляют десятки турбаз и гостиничных комплексов на продажу. Покупателя ищут, например, для гостиничных комплексов «Славянская деревня», «Зеленый Яр», турбазы «Журавушка». Чем вызвано желание избавиться от таких объектов? Сегодня они не окупаемы?
- Внутренний туризм у нас в Самаре особо не развивается, кроме баз отдыха. В Самарской области много заброшенных турбаз, на которых живут люди, в частности на Красной Глинке. Могу предположить, что у объекта нет хозяина или он не заинтересован вкладывать деньги в ее развитие, ему конечно проще будет продать или закрыть базу. Владельцы таких объектов когда-то выкупили их у государства по смешным ценам или взяли в аренду землю, а у них другой бизнес; стоит эта база годами, и собственник даже не знает о ее состоянии. Очень много сейчас частных объектов, которые люди берут в аренду или выкупают, но собственники работают через риелторские агентства. Спрос на них есть. Люди строят хорошие дома и сдают их.
- Какой процент туристов частники перебивают у турфирм?
- Собственники таких баз готовы на сотрудничество, но с ними работать неудобно, потому что у них часто меняются условия. Бывает, бронируешь дом, а частник это потом не подтверждает. Это не очень надежные партнеры. Недостаточно иметь домик за Волгой и продавать его как турбазу. Это направление можно назвать сезонным. Многие владельцы неготовы их содержать и постоянно вкладывать деньги.
- Как выгоднее отдохнуть туристу: по путевке в санаторий или взяв в аренду частную базу?
- Цена везде одинаковая, но если в санатории будет какой-то заданный порядок дня: питание, процедуры, - то в частных домах люди предоставлены сами себе. Но оба вида отдыха в одной ценовой категории: от двух тыс. руб. в сутки и выше.
- Стоит ли ожидать летнего снижения цен на путевки по внутренним направлениям?
- Лето - «высокий» сезон и для баз отдыха и для частных лиц. И все хотят зарабатывать, поэтому и снижения в разгар сезона, думаю, не будет. Бронировать места в любом случае лучше заранее, особенно в санаторно-курортных комплексах, потому что они заполняются. Я сторонник того, чтобы к отдыху относились достаточно серьезно и готовились заранее. У нас есть много предложений по внутреннему туризму, акции раннего бронирования. К примеру, если бронировать места на май, июнь, июль, то есть за месяц–полтора, цена ниже, она остается на майском уровне. Непосредственно перед заездом стоимость путевки будет выше. В целом цены по внутренним направлениям сохранились на уровне прошлого лета.
- Вступает в силу Приказ Минспорттуризма РФ об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, которая включает гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи. Как это отразится на самарских объектах отдыха? Все ли они, по вашему мнению, соответствуют сегодня заявленным классам?
- Я считаю, такая норма должна быть введена. Туризм - это же не игрушки. Я не знаю у нас таких звездных объектов с четкой концепцией, кроме брендовых отелей «Ренессанс», «Холидей Инн». В Сочи открылся отель «Прометей Клуб», которому специальная комиссия присвоила 4 звезды. В Самарской области объекты отдыха сами себе присваивают определенный класс. Некоторые соответствует заявленному уровню, а какие-то – нет.
- Мэрия Жигулевска совместно с испанской компанией Tairdeto планирует построить в селе Ширяево туристический комплекс «Репинская долина». Будет ли востребован такой проект?
- Самарской области давно пора развивать внутренний туризм, чтобы было где отдыхать. Наши туристы ездят в Казань, Альметьевск, потому что в Самаре нет качественных горнолыжных комплексов. Есть «Красная Глинка» и частные склоны. На имеющиеся горки стоят постоянные очереди. Если будет создана инфраструктура в Ширяево, я первым туда поеду проводить время.
- Как сильно надувается самарский рынок туристических услуг летом?
- У нас очень много туристических фирм, которые работают летом. Открыть такую компанию никакого труда не составляет. Поставил два стола, стул, компьютер, снял комнату и отправляешь в Турцию. Официально турфирм в Самаре 330-350. Неофициальных организаций гораздо больше. Они занимаются агентской деятельностью, которая не лицензируется. Прирост таких фирм составляет 15-20% каждое лето. Зимой они закрываются, потому что становятся нерентабельными.
- Как высоко вырастает выручка турфирм в летний период?
- Если раньше можно было говорить, что летом «высокий» сезон, а зимой – «низкий», то сейчас в холодное время года у нас тоже много программ в связи с тем, что расширяются полеты: Таиланд, Гоа, Египет, Эмираты и т.д. Летом доходы увеличиваются еще за счет того, что у нас свои теплоходы. Можно сказать, выручка возрастает в 2 раза.

Все за границу
- Какие направления во внешнем туризме набирают популярность в этом сезоне?
- В зарубежном туризме идет подъем. Он связан с увеличением авиаперевозок и расширением перечня стран, в которые можно улететь в этом году из Самары. В городе много перевозок, можно выбрать что-то по более низкой цене, потому что компании, которые осуществляют ту или иную перевозку, конкурируют, соответственно - демпингуют. Турция пользуется самым повышенным спросом, потому что близко лететь. Путевку туда уже надо заранее бронировать. Нет такого, что она «горит». Все отели класса premium на «стопе» стоят, то есть их нужно бронировать загодя. У нас сейчас пользуются популярностью Италия, Испания, а также Крит, Кипр, Чехия, Тунис, Египет, Хорватия. В этом году добавилась Черногория. Остальные направления традиционны. Единственно, амбиции у московских операторов, которые ставят самолеты, высокие. Они увеличивают частоту перевозок. Если в том году летали в Турцию 3 раза в неделю, то в этом операторы завели еще несколько самолетов и летают 7 раз в неделю. А в Самаре представлено 99% московских операторов. И если каждый из них увеличит частоту полетов, это, конечно, не очень удачно отразится на их рентабельности, потому что цены будут низкими. Операторы обязаны будут конкурировать. Кто-то берет классом, кто-то - ценой, кто-то - брендом перевозчика. Но, с другой стороны, у самарского туриста всегда есть выбор, возможность сравнить цены.
-  Недавно Росавиация определила, кто получит допуски к выполнению международных воздушных перевозок. Услугами каких авиаперевозчиков пользуются ваши клиенты? Каким авиакомпаниям вы отдаете предпочтение, а каким - самарский турист: малобюджетным или известным крупным?
- Регулярные авиаперевозчики – это «Чешские авиалинии», «Аэрофлот», «Ютэйр», с этими компаниями заключены договора на большие объемы. Чартеры, как правило, не выбираешь, хотя сейчас много перевозчиков, среди которых можно выбрать. В чартерных рейсах покупается не билет, а полностью тур. У них нет системы онлайн-бронирования. Но стоимость билета ниже, так как сам оператор формирует продукт и закладывает цену билета. У нас все программы чартерные.  Весь отдых делается на чартах. Некоторые предпочитают регулярные рейсы, что будет значительно дороже.
- Какова динамика цен на внешние направления?
- Цены можно находить. Они по сравнению с прошлым годом выросли примерно на 5%. Но поскольку большое количество продуктов предложено для самарского туриста, у него есть право выбора. Существуют акции раннего бронирования. Бронируешься заранее - цена будет ниже. Сезон начался очень успешно по тем ценам, которые выставляют туроператоры. Но падение будет, потому что половина Самары в мае слетала, остается период июнь-сентябрь, который тоже необходимо загрузить.  Думаю, что тенденция к снижению будет еще в связи с большим количеством перевозок.
- С чем связано оживление на туристическом рынке, повышение спроса?
- Это связано с тем, что люди немного успокоились после кризиса, когда они придерживали деньги и были напуганы. Ситуация начала выравниваться. Люди хотят отдыхать и начинают летать. Борта сейчас летают с 80-90% загрузкой.
- По словам некоторых экспертов, экономические трудности принесли в отрасль и положительные результаты. На рынке появилось большое разнообразие продуктов на разный кошелек и вкус. Расскажите о новых продуктах туроператоров.
- Программы обновляются. Туристам предлагаются комбинированные туры с экскурсиями. Хочешь - покатайся на горных лыжах, потом уедешь к термальным источникам и будешь загорать. Таких заказов много. Это, как правило, индивидуальные туры. Многие не хотят брать комбинированные туры, берут машины за границей и сами ездят и смотрят. Если раньше отправляли только в Прагу, то теперь предлагаем Прагу с Дрезденом. Мне нравится на лайнере по всей Европе покататься: начать с Египта и заходить во все страны. Сейчас стали популярны острова, где мало людей живут. Такие места предлагают Таиланд, Шри-Ланка, Китай.
- На сколько процентов увеличилось число бортов и туристов в этом году?
- В прошлом году в Турцию было 14-15 бортов, сейчас 23. Если в  Испанию был один борт в неделю, то теперь три. Туристический поток по сравнению с прошлым годом на 15-25% увеличился. В прошлом году мы видели спад.

Катастрофы были всегда
- Гостиницы Рима хотят взимать дополнительные 10 евро в сутки за проживание. В каких странах существует налог для туристов и какова его сумма? Введение налогов влияет на стоимость путевок и турпоток в эти города? 
- Есть возвратные депозиты, которые берут гостиницы класса premium (в Эмиратах, Австрии, Швейцарии). Там предоставляются всевозможные услуги, если турист не рассчитался за что-то, у него есть карточка, на которую он заранее кладет деньги. О налогах я еще не слышал. Если их введут, то турист уже будет принимать решение, стоит ему туда ехать или нет.
- Что выгоднее: воспользоваться услугой роуминг своего домашнего оператора или приобрести сим-карту за границей?
- Выгоднее там карточку взять и звонить. Там связь дешевле. Больше спутников стоит, которые обслуживают связь.
- Некоторые страны (последний пример - Албания) отменяют визы на туристические и частные поездки. Как это влияет на турпоток?  В каких странах визовый режим для российских туристов облегчен или отменен?
- Молодцы! Правильно делают, заботятся о своей инфраструктуре и помогают нашим людям. За рубежом понимают, что российский турист возвратный. В прошлом году Израиль, Хорватия, Черногория отменяли визы. Зачем лишние препоны? Ведь турист, который приезжает в эту страну, оставляет там свои деньги. Сейчас идет разговор, чтобы в части стран Евросоюза визы отменить. Визы - это, как правило, лишние затраты. Она стоит недорого, но долго оформляется - 5-7 дней. Необходимо подготовить ряд документов, а консульство может отказать без объяснения причин. Виза - это административный барьер.
- В связи с последними негативными событиями в турбизнесе (автокатастрофа в Турции, массовые беспорядки в Греции) вызывают ли опасения у туристов определенные направления? Изменился ли спрос на путевки в какие-то страны?
- На самом деле катастрофы всегда были: падали автобусы, в Египте бились машины. Часто это не освещается и происходит без серьезных трагических последствий. Подобные драматические события могут повлиять на репутацию туроператора. К Греции снизился интерес в связи с нестабильной ситуацией, экономикой.  Поэтому власти страны, чтобы привлечь туриста, открывают годичные визы, раньше открывали только на срок пребывания в стране.
- Растет ли популярность услуги страхования туриста? Какие виды страховки сегодня востребованы туристами и с чем это связано?
 - Страховка бывает медицинская, когда при несчастном случае туристу оказывают квалифицированную помощь врачи, и от отмены поездки, если с человеком случается что-нибудь до поездки. Это может быть невыдача визы или семейные обстоятельства, по которым турист не сможет улететь (болезнь ребенка, госпитализация). Наши клиенты практически все делают страховку. Кто не оформляет, я беру с того расписку об отказе. Медицинская страховка сейчас входит в любой тур, это как КАСКО для автомобиля. Число клиентов, которые прибегают к страхованию, растет. Это не такая уж большая сумма. Если медицинская страховка составляет доллар или евро в сутки, от отмены поездки - 2-2,5%  от стоимости путевки, то лучше заплатить и быть уверенным, что деньги не пропадут, если вылет по каким-то причинам не состоится.  Например, заболел ребенок, турист не полетит, никто ему деньги не вернет по договору.
- Программы страховых компаний разнятся?
- Программы страхования отличаются, но страховщики стараются не выбиваться из определенных рамок, потому что, по сути, везде одно и то же. Кто-то меньше тариф делает, у кого-то выгоднее займы. Компании также конкурируют и предлагают свои варианты.
- Некоторые турфирмы предлагают отдых в кредит. Почему они прибегают к этой услуге? Востребована ли она самарскими туристами?
- Это одна из опций для привлечения клиентов. Сегодня условия кредитования усложнились, поэтому услуга менее востребована. 

 

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4