Как заявляют в пресс-службе Куйбышевской железной дороги, в соответствии с подписанным документом стороны договорились об «оказании всесторонней поддержки деятельности Самарской пригородной пассажирской компании (СППК) - совместной компании ОАО «РЖД» и Самарской области».
ОАО «Самарская пригородная компания» было зарегистрировано в федеральной налоговой службе 8 июня. Начнет же свою деятельность новая организация с 1 августа. По словам начальника Куйбышевской железной дороги Сергея Кобзева, СППК создана в регионе в рамках реформирования железнодорожного транспорта, которое подразумевает выделение всех видов деятельности в отдельные направления.
В то же время вопрос с отделением пригородных пассажирских перевозок считается одним из наиболее проблематичных - на протяжении долгих лет они остаются убыточными. В данный момент ОАО «РЖД» приходится покрывать эти убытки за счет доходов от грузовых перевозок. Региональные же власти, пока не создана СППК, в полном объеме не покрывают выпадающие доходы Куйбышевской железной дороги. Отметим, что на основании ранее подписанных соглашений между РЖД и правительством Самарской области в 2009 году из областного бюджета для возмещения выпадающих доходов железной дороги от регулирования тарифов на пассажирские перевозки пригородного транспорта было выделено 67 млн рублей. На 2010 год на эти же цели предусмотрено 60 млн рублей.
В этой связи озвученные планы облправительства по выводу пригородных перевозок на безубыточный уровень могут быть реализованы только в одном случае. Как отмечают источники «Времени» на Куйбышевской железной дороге, для этого необходимо увеличить тарифы на данный вид перевозок как минимум вдвое. Однако пока ни Куйбышевская железная дорога, ни правительство Самарской области не объявляют о том, какие именно будут тарифы. Единственное, что отметил на встрече с Владимиром Якуниным глава региона Владимир Артяков: «Если мы выведем на рынок качественную услугу, то она должна будет соответствовать рыночной цене».
Большинство экспертов уверены, что для безубыточности пригородных перевозок необходимо будет и повышать стоимость проезда, и оптимизировать маршрутную сеть. Но есть и иные точки зрения. Так, например, главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов заявил, что основная проблема заключается в качестве предоставляемой услуги. «Несет ли в себе понятие «рыночная цена» повышение тарифов на пригородные перевозки - это вопрос философский, - рассуждает эксперт. - Сегодня качество услуг железной дороги существенно уступает автобусам, в то время как стоимость билетов на электрички незначительно ниже. Железная дорога, однако, считает, что им существенно недоплачивают. Я же думаю, что повышение рентабельности перевозок возможно только за счет улучшения качества. В первую очередь, - графика движения электропоездов. В настоящий момент по всем направлениям, кроме сызранского, платежеспособные пассажиры ушли на автобусы. Единственный способ вернуться к рентабельности - это вернуть платежеспособных пассажиров, заманив их достойным сервисом. Если же КбшЖД будет пытаться повысить рентабельность, повышая цены, она потеряет последних пассажиров».
Транспорт
Железная логика
На минувшей неделе Самарскую область с рабочим визитом посетил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Глава предприятия подписал с губернатором области Владимиром Артяковым соглашение по вопросам взаимодействия компании и региона на период 2011-2015 годов. Одним из основных пунктов соглашения стал вывод пригородных пассажирских железнодорожных перевозок на безубыточный уровень.
Авторы:
Семен СТУКАЛИН
Фото:
Читали: 1791