Связь

Версия для печати

Точечная атака

Удешевлению сотовых телефонов способствует высокая степень насыщенности рынка и возрастание конкурентной борьбы

Восстановление рынка мобильной розницы в Самарской области оказалось кратковременным. Сегодня большинство ритейлеров отмечают нулевую или даже отрицательную динамику продаж, сопровождаемую сокращением средней стоимости телефона. Снижение доходности этого бизнеса может привести к его полной подконтрольности операторам сотовой связи.

Итоги первого полугодия 2010 года оказались для самарских ритейлеров сотовых телефонов довольно успешными. По оценке отдела маркетинга компании «Евросеть», за этот период на российском розничном рынке было продано порядка 14 млн мобильных телефонов – на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как отметил генеральный директор компании СМАРТС Андрей Гирев, самарский рынок сохраняет примерно такую же динамику. «За первое полугодие 2010 года продажи телефонов в магазинах нашей сети в Самарской области выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - сообщила руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. Управляющий Поволжским филиалом «Евросети» Валентин Друзяк также отмечает 40%-ный рост продаж в торговых точках их филиала. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, позитивные тенденции на рынке сотового ритейла связаны с постепенной стабилизацией макроэкономической конъюнктуры и начавшимся оживлением потребительского спроса. «Рынок стал набирать динамику на фоне некоторого роста доходов и увеличения объемов кредитования физических лиц», - пояснил аналитик.

Медленно в гору
Как отмечают участники рынка, наибольший рост продаж пришелся на первый квартал 2010 года. Но уже во втором квартале объемы реализации практически не росли, а у некоторых ритейлеров даже сокращались. «После динамичных темпов восстановления рынка в марте-апреле показатели мая-июня 2010 года выглядят менее оптимистично», - отмечают в отделе маркетинга «Евросети». По словам Ноготковой, во втором квартале продажи телефонов их компании в Самарской области упали на 4%. Специалист по связям с общественностью ОАО "МТС" макрорегион "Поволжье" Екатерина Карпова отмечает, что увеличения продаж в магазинах их розничной сети во втором квартале 2010 года не наблюдалось. «Эта ситуация соответствует общему тренду и связана, главным образом, с сезонными факторами», - подчеркнула Карпова.
Однако эксперты отмечают и иные причины подобной стагнации. По мнению Гирева, сегодня можно говорить о стабилизации рынка сотовых телефонов. «После динамичного прироста, отмечаемого в первом квартале, он вступил в более спокойную фазу. Новых подключений сейчас сравнительно мало, в основном идет плановая замена трубок», - констатирует Гирев. По мнению директора компании «МАРКС – маркетинг и консалтинг» Романа Васильева, одним из главных факторов оживления рынка в первом квартале был социальный оптимизм. «Людям  казалось, что кризис отступил, и жизнь потихоньку налаживается. Но теперь потребители все больше осознают, что перспективы серьезного улучшения их финансового положения остаются весьма сомнительными», - пояснил эксперт. По его мнению, в российской экономике продолжают сохраняться негативные тенденции – банкротство и ликвидация предприятий, удорожание основных продуктов питания. «В такой ситуации потребители, прежде всего, покупают предметы первой необходимости. А замену сотового телефона можно отложить и до лучших времен», - полагает Васильев.
По мнению генерального директора ООО «Лидер Ай-Ти» Максима Шенцева, оживление рынка в первом квартале связано с типичной для экономического кризиса ситуацией отложенного спроса. По мнению Васильева, благодаря динамичному росту продаж спрос оказался в основном удовлетворен. «Этому в немалой степени способствовало увеличение продаж перед праздниками», - добавил эксперт.

«Упала» трубка
Другим фактором, негативно влияющим на рынок, является падение средней стоимости сотового телефона. По оценкам отдела маркетинга компании «Евросеть», его средняя цена за первое полугодие составила 4,4 тыс. руб., что на 21% меньше аналогичного показателя по итогам первого квартала. Ноготкова сообщила, что во втором квартале 2010 года средняя цена сотового телефона в магазинах их компании по Самарской области снизилась на 11% по сравнению с первым кварталом. «Падение этого показателя за первое полугодие по сравнению с аналогичным показателем 2009 года составило 18%», - добавила Ноготкова. По ее мнению, главные причины этого – падение покупательской способности населения и переориентация вендоров на линейку телефонов более низкой ценовой категории. Гирев полагает, что удешевлению телефонов способствует высокая степень насыщенности рынка и возрастание конкурентной борьбы между продавцами. «Стоимость мобильных телефонов, как и другой высокотехнологичной техники, уменьшается с развитием технологий и вследствие  рыночной конкуренции», - говорит Карпова. Васильев заметил, что в последнее время на рынке появилось много сравнительно дешевых многофункциональных телефонов. «Дорогие трубки становятся менее востребованы средним классом. А ведь именно на эту категорию покупателей приходится основной объем продаж», - говорит Васильев. «Падение средней стоимости проданного телефона сдерживает рост рынка в денежном выражении», - утверждают в отделе маркетинга компании «Евросеть». По данным компании, в первом полугодии 2010 года оборот российского рынка сотовых телефонов составил около 60 млрд руб., что всего на 2,6% выше аналогичного периода прошлого года.
По мнению Васильева, падение средней стоимости телефона негативно отражается на показателях выручки и доходности салонов сотовой связи. Клягин полагает, что это влияние в некоторой степени нивелируется ростом рынка в натуральном выражении. «Оборот сотовых телефонов в Самарской области в первом полугодии 2010 года у нашей компании не изменился, а продажи «в штуках» за тот  же период выросли на 40%», - сообщила Ноготкова. По словам Гирева, средняя маржа ритейлеров на продажах сотовых телефонов колеблется в пределах 10-30%. «Этого достаточно для пополнения запасов и обновления ассортимента», - утверждает Гирев. В то же время эксперт подчеркнул, что постепенно этот бизнес становится менее выгодным. «Доля телефонов в ассортименте ритейлеров будет снижаться в пользу других товарных групп», - полагает Гирев.

Прибрать к рукам
Снижение доходности от продаж сотовых телефонов ведет за собой максимальную диверсификацию бизнеса салонов сотовой связи. «Наши магазины постепенно становятся «бутиками услуг». Уже сейчас в них можно совершить денежный перевод, пополнить электронный кошелек, приобрести авиа- и железнодорожные билеты, турпутевки», - говорит Друзяк. «Наша компания активно развивает Интернет-торговлю, а также различные виды финансовых услуг, например, денежные переводы по России и странам СНГ», - сообщила Ноготкова.
По мнению Васильева, в условиях снижения доходности от продаж сотовых телефонов содержать большое количество точек и иметь широкий ассортимент этих товаров, становится нецелесообразно. «В перспективе следует ожидать существенного сокращения количества салонов сотовой     связи, а также уменьшения средних размеров их площадей с соответствующим сокращением ассортимента», - полагает эксперт. По его мнению, в конечном счете все это приведет к установлению полного контроля операторов сотовой связи над сегментом розничной торговли мобильными телефонами.

МНЕНИЯ
Роман Васильев, директор компании МАРКС-маркетинг и консалтинг»
- Сокращение продаж сотовых телефонов негативно отражается на бизнесе операторов, именно поэтому они и возьмут розницу «в свои руки. В перспективе ближайших 2-5 лет независимых салонов связи на рынке не останется. Попавшие под контроль сотовых компаний торговые точки, скорее всего, ожидает ребрендинг. Они будут представлены на рынке под материнскими брендами операторов сотовой связи.

Андрей Гирев, генеральный директор ОАО «СМАРТС»
- Торговать сотовыми телефонами становятся менее выгодно, поэтому ритейлеры стараются максимально диверсифицировать свой бизнес, продавая компьютеры, туристические путевки и другие товары. В перспективе 3-5 лет салоны мобильной связи будут работать по европейскому принципу. Он подразумевает максимальное расширение ассортимента, включающего множество товарных групп и предложение большого спектра самых различных услуг. Сотовые ритейлеры вообще отличаются гибкостью. Они вполне способны переориентировать свой бизнес, чтобы соответствовать изменившимся рыночным условиям.


 

 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1