Олег БЕЛОВ, главный технолог ОАО «Сызранский НПЗ»
— В действующей редакции техрегламента выпуск бензина Аи-92 классов 3, 4 и 5 не предусмотрен. Насколько нам известно, разработчики законопроекта предлагают сохранить производство «92-го». Но одновременно распространить на него жесткие требования по содержанию серы, ароматических углеводородов и бензола в полном соответствии со стандартами «Евро-3, 4 и 5». Сызранский НПЗ уже сегодня готов выпускать бензин «Евро-3» (класс 3 по техрегламенту), в том числе и Аи-92. Собственно, для этого в течение ряда лет у нас проводилась и продолжится до 2015 года глубокая реконструкция. С ее завершением не будет вопросов также и с выпуском бензинов «Евро-4» и «Евро-5».
Андрей ПОЛИЩУК, аналитик ИК «БрокерКредитСервис»
– Главный смысл инициативы Минэнерго – борьба с «кустарными» мини-НПЗ, которых в России около 150. В народе их окрестили «самоварами». Обычно они занимаются первичной переработкой и продают топливо за рубеж как мазут, ведь экспортные пошлины на темные нефтепродукты примерно в два раза ниже, чем на светлые. Я думаю, что новый законопроект даст определенный эффект, но радикальной эту меру назвать нельзя. «Самовары» продолжат производить низкооктановые бензины плохого качества и «догонять» их некачественными присадками. Выравнивание пошлин было бы более оптимальным решением вопроса. Оно привело бы к увеличению экспорта высококачественного топлива с НПЗ.
Андрей ТОПТУН, начальник отдела аналитики агентства «Автостат»
– На Аи-92 работает примерно половина автопарка, включая грузовой транспорт. Это старые отечественные автомобили, иномарки до 1987 года выпуска, мотоциклы. Большинство любителей предпочитают именно 92-й, а не 95-й бензин. По их мнению, для производства Аи-92 используется меньше некачественных присадок.
Решение о прекращении выпуска Аи-92, видимо, было продиктовано «мечтами» об использовании экологически более чистого топлива. Но получился обратный эффект. Стимулировать НПЗ производить более качественное топливо за счет более глубокой переработки таким способом не удалось. А «доведение» бензина некачественными присадками только обостряет экологические проблемы и приводит к порче техники.
Блиц
Плюс 92 минус 80
Действующий технический регламент требует прекратить с 1 января 2011 года производство автобензинов класса 2 («Евро-2»), к которому относятся самый популярный Аи-92, а также Аи-80. Оборот уже выпущенного «92-го» запрещается с 2012 г. Сегодня Минэнерго РФ предлагает отменить запрет на Аи-92, поскольку на него есть прогнозируемый устойчивый спрос. Одновременно предлагается внести в техрегламент ограничения на применение присадок, повышающих октановое число топлива, так как их неумеренное применение наносит вред и экологии, и автомобильным двигателям. Отменять запрет на Аи-80 Минэнерго не намерено.
Читали: 1799