Версия для печати

Сдают рубежи

Российский автопарк уже на 42,3% состоит из иномарок

По итогам 7 месяцев российский авторынок вырос на 9% и составил почти 964 тыс. автомобилей. Июль и вовсе оказался рекордным по темпам роста — по сравнению с июлем 2009 г. продажи увеличились на 48%. Однако, эти радужные цифры не совсем точно отражают текущую ситуацию — докризисных объемов рынок еще не достиг. Более того, если смотреть на его структуру, то становится очевидно: отечественный автопром уступает пальму лидерства иномаркам.

Сомнительный рост
Данные по итогам продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта на отечественном рынке представила Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ). По данным компании, за первые 7 месяцев 2010 г. в нашей стране было реализовано 963,7 тыс. автомобилей, что на 9% превышает показатель за аналогичный период прошлого года (884,5 тыс.). При этом продажи в июле выросли почти наполовину — до 173,2 тыс. машин. «Несмотря на традиционный период отпусков и образовавшийся дефицит автомобилей, результаты продаж в июле оказались почти на уровне июня, - говорит вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. - Оживление на рынке позволяет с оптимизмом смотреть на оставшиеся месяцы года. Тем не менее, в августе и сентябре возможно некоторое снижение темпов роста, обусловленное каникулами на большинстве российских заводов, а также чрезвычайной климатической ситуацией в целом ряде регионов центральной части России».

ФАКТ
33,79 млн автомобилей числилось на 1 июля 2010 года на учете в ГИБДД РФ. Из них 14,3 млн шт. - автомобили производства «АвтоВАЗа». Среди иномарок лидирует Toyota - 3,06 млн шт.


Аналитики агентства «Автостат», в свою очередь, указывают на то, что зафиксированный рост рынка во-многом обусловлен эффектом «низкой базы». Ведь почти 50%-ный рост в том же июле российский авторынок демонстрирует по отношению к провальным результатам кризисного 2009 года. Если же сравнивать показатели 2010 с 2008 годом, то продажи автомобилей по-прежнему значительно отстают от прежних уровней. Так, за 7 месяцев 2008 года в России было продано свыше 1,76 млн автомобилей, то есть нынешние результаты примерно на 45% ниже докризисных. Примерно также обстоят дела и с продажами в июле (173,2 тыс. шт. в 2010 г. против 273,3 тыс. шт. в 2008 г.).

Государева помощь
Отечественный автопром в кризисный период пострадал очень сильно и спасти от полного краха его смогло только государство. Наиболее яркий пример — «АвтоВАЗ». Весь 2009 год завод находился на грани банкротства, а крайне низкие продажи не позволяли предприятию выйти даже «в ноль» - каждый месяц убытки нарастали. Итог понятен и прогнозируем: рекордный убыток за 2009 год в размере почти 50 млрд рублей. Избежать закрытия завода и полномасштабного социально-экономического коллапса в Тольятти помогло государство. Премьер-министр РФ Владимир Путин лично подключился к решению проблем автогиганта. Бюджет выделил рекордные объемы средств, что позволило «АвтоВАЗу» реструктуризировать кредиторскую задолженность и пережить самые трудные времена, когда рынок «стоял».
Уже в 2010 году поддержка государства вышла на новый уровень — в марте стартовала программа утилизации старых машин, успех которой превзошел все ожидания. В общей сложности за время действия программы в ее рамках было реализовано более 130 тысяч автомобилей. В рамках первого этапа программы утилизации выдано 200 тысяч сертификатов, из них более 190 тысяч оформлено контрактами. Об этом сообщил министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. По его словам, в рамках второго этапа утилизационной программы зарезервировано 60 тысяч свидетельств в виде предварительных контрактов купли-продажи.
По расчетам аналитиков «Автостата», в нынешнем году программа утилизации обеспечила около 13,5% автомобильного рынка в России (в рамках первого этапа эта доля составляла порядка 10%). По расчетам агентства «Автостат», в июне-июле «утилизационные» машины заняли 17-18% рынка. При этом более 70% автомобилей, продаваемых по сертификатам, приходится на модели «АвтоВАЗа», который в последние несколько месяцев по программе утилизации реализует около 50% своей продукции.

Экспансия глобальных игроков
По прогнозам аналитиков, мировой автопром восстановится к 2014 году. Похоже, не станет исключением и Россия, однако, рынок явно будет значительно отличаться от докризисного по своей структуре. В первую очередь, можно говорить о том, что существенно вырастет доля иномарок, собираемых в нашей стране. Уже сейчас их выпускается больше, чем отечественных машин. По данным «АСМ-Холдинга», в первой половине 2010 года на долю иномарок пришлось 53,2% от общего объема выпуска легковых автомобилей (260,2 тыс. машин при общем объеме выпуска 489,1 тыс.). Напомним, что по итогам 2009 года на долю иномарок приходилось лишь 46,8% от общего объема производства, а в 2008 году и их доля была еще меньше – 40,3%.
Не менее впечатляющими выглядят и другие цифры. По состоянию на середину 2010 года, по данным «Автостата», на долю иномарок приходится уже 42,3% автопарка России. Напомним, что пять лет назад (в 2005 году) доля иномарок была почти в два раза меньше - 21,5%, а десять лет назад вообще не превышала 15%. Аналитики также говорят, что если смотреть на структуру парка в возрасте до 10 лет, то превосходство иномарок становится еще более очевидным. В этом возрастном сегменте на долю иностранных брендов приходится 56,3% легкового автопарка. В тоже время, среди машин старше 10 лет от роду, доля иномарок составляет всего 30%.
На этом фоне особенно тревожным для отечественных игроков выглядит тот факт, что продажи иномарок растут быстрее, нежели машин традиционных российских брендов. При этом, в первую очередь, восстанавливаются после кризиса продажи премиум-сегмента. Так, уже превысили показатели 2008 года Audi и BMW, вплотную к ним подошли продажи Mercedes. «В сегменте машин премиум-класса большую роль сыграла ситуация отложенного спроса, который начал активно восстанавливаться по мере выхода автомобильного рынка из кризиса, - размышляет аналитик ИК «АТОН» Юлий Матевосов. - С одной стороны, возрастал спрос состоятельных граждан, которые готовы выкладывать серьезные суммы на приобретение дорогих автомобилей. С другой стороны, возрастал спрос и покупателей-юридических лиц. Это частные компании и госструктуры, приобретающие автомобили для своих сотрудников. По мере оживления экономики они стали более активно выделять средства на эти цели».
Кроме того, «в плюс» вышли такие марки как Volkswagen и Citroen, близки к докризисным показателям Kia и Skoda. В то же время продажи лидера отечественного автопрома «АвтоВАЗа» пока значительно уступают докризисным показателям. Если за 7 месяцев 2008 года в России было продано более 378,7 тыс. автомобилей Lada, то по итогам 7 месяцев 2010 г. ВАЗу удалось реализовать лишь 272,6 тыс. машин, то есть почти на 30% меньше. У других отечественных игроков ситуация схожая. Примерно на четверть отстает от докризисного уровня УАЗ, более чем в 2 раза — ГАЗ.

Перспективы туманны
«Тенденция к увеличению доли иностранных компаний на российском автомобильном рынке объясняется появлением в России заводов иностранных производителей, в результате чего их продукция стала доступнее для отечественного потребителя, - говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. - А также тем, что отечественные автовладельцы «распробовали» иностранные машины, привыкли к их комфорту и отменным техническим характеристикам. Поэтому многие потребители не хотят больше ездить на отечественных машинах, качество у которых пока ниже, чем даже у подержанных иномарок».
Впрочем, на самом «АвтоВАЗе» не склонны драматизировать ситуацию. «Автомобили Lada сегодня занимают первые четыре строчки в рейтинге наиболее продаваемых автомобилей на российском рынке, - заявили «Времени» в пресс-службе автогиганта. По итогам продаж за 7 месяцев 2010 года лидером на рынке стала модель Lada Priora с результатом 70,8 тыс. шт. На втором месте - «классика», на третьем — Samara, на четвертом — Kalina. Маркетологи “АвтоВАЗа” сейчас делают ставку на новые проекты – Lada Granta (low-cost) и новый проект совместно с Renault – R90. “Для усиления своих позиций на российском автомобильном рынке “АвтоВАЗ” ведет  комплексную работу по всем направлениям деятельности, - сообщают в пресс-службе. - В том числе: реструктуризация компании, формирование новой панели поставщиков, благодаря которой происходит серьезное повышение качества выпускаемых автомобилей, внедрение дополнительных новых опций и расширение комплектаций автомобилей, расширение продуктовой линейки, в том числе, в новых для «АвтоВАЗа» рыночных нишах (MPV, CDV), усиление позиций в традиционной для компании нише - доступных автомобилей (low-cost)”.


МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ
Юлий Матевосов, аналитик ИК «АТОН»:
- Увеличение количества производимых в России иномарок объясняется планомерной политикой, которую проводит в этом направлении государство. Суть этой политики сводится к планомерному замещению прямого импорта организацией производства иномарок в России. Бюджетные иностранные машины, например, ввозить в Россию просто невыгодно ввиду высоких пошлин.
Увеличение доли иномарок на российском рынке, естественно, ведет к усилению конкуренции, в том числе и с российскими производителями. Но на мой взгляд, эта конкуренция носит здоровый характер, потому что она связана с производством.  
Российский автомобильный рынок остается весьма привлекательным для иностранных производителей. До кризиса его объем рынка составлял порядка 3 млн автомобилей в год, и это далеко не предел. Причем порядка 50 % автомобилей продавалось в кредит. По мере оживления сегмента банковского кредитования следует ожидать дальнейшего развития автомобильного рынка.  Емкость у него очень большая, а экономика постепенно выходит из кризисного состояния. Соответственно, объемы производства иномарок в России будут расти.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- У отечественных автопроизводителей всегда будет свои преданные покупатели, которые из разных соображений будут приобретать именно наши автомобили. Кто-то сделает это из чувства патриотизма, кто-то из-за более низкой цены, кто-то для того, чтобы сначала научиться ездить на более простой машине, а затем пересесть на иномарку. Поэтому и АвтоВАЗ, и другие наши производители смогут конкурировать с иномарками, и совсем с рынка не уйдут. К тому же они тоже модернизируют производство, меняют модельный ряд, улучшают потребительские характеристики автомобилей. А значит, они могут рассчитывать как на появление новых покупателей, приобретающих первую машину, так и на возврат старых, пересаживающихся с иномарки на отечественный автомобиль.

Александр Киреев, исполнительный директор ООО «Самарские автомобили» - официальный дилер Volkswagen:
- Оживление спроса на Volkswagen связано с общей стабилизацией экономики в стране и восстановлением авторынка. Люди сейчас чувствуют себя более уверенно и готовы покупать автомобили. Успеху способствовало также и то, что компания выпустила новую модель - Volkswagen Polo седан. По цене эта модель вполне может конкурировать с вазовскими машинами.


МИНИ-ИНТЕРВЬЮ

«Иномарки премиум-класса — самый стабильный сегмент».
Сергей Удалов, заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат».

Рост покупательской активности и общее улучшение экономической ситуации ведут к увеличению продаж автомобилей всех классов. Однако, динамика у разных  брендов весьма отличается. Первыми на докризисный объем продаж вышли представители премиум-сегмента — Audi и BMW. Mercedes вплотную приблизился к уровню 2008 года. А вот средний ценовой диапазон просел сильнее и пока не демонстрирует такого уверенного роста. Бюджетные автомобили также отстают от докризисных показателей. О перспективах различных сегментов авторынка и борьбе отечественных игроков с иностранными автоконцернами «Времени» рассказал заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

- Какие производители уже сегодня демонстрируют уровень продаж, сопоставимый с 2008 годом, когда ситуация на российском авторынке была стабильна?
- Сейчас докризисных показателей продаж уже достигли Аudi и BMW.  Volkswagen, Mercedes и Kia близки к достижению этих уровней. С другой стороны, отстают пока японские марки. Уменьшение продаж японских машин на российском автомобильном рынке объясняется несколькими причинами. Во-первых, цены на эти автомобили довольно высоки, и они продолжают расти. Другая причина касается объемов поставок. Японские компании планировали их, исходя из прошлогодних продаж. А в прошлом году объемы реализации снижались. Японцы - вообще осторожный народ, сам процесс планирования занимает у них довольно длительное время. Японские производители не рассчитывали на быстрое восстановление российского автомобильного рынка. Во время кризиса, особенно в 2008 году, мы наблюдали затоваривание японских машин в России. Поэтому компании перешли к выпуску определенных партий машин под конкретные заказы дилеров. Nissan сейчас быстрей восстанавливает свои позиции благодаря появлению на российском рынке новой, востребованной у потребителей модели Qashqai. Увеличению продаж Volkswagen также способствовало появление новой машины – Volkswagen Polo в версии седан.

- Чем можно объяснить столь существенный рост продаж дорогих иномарок, особенно в сравнении с более дешевыми моделями? Ведь все последние годы главынм трендом в автопроме было создание бюджетных и ультрабюджетных моделей, получается, что это не верно стратегически?
- Быстрое восстановление продаж иномарок класса «премиум» во многом объясняется тем, что покупатели этих автомобилей – состоятельные люди, которые давно не меняли свои машины. Кризис не очень-то отразился на их доходах, но они все-таки ощущали определенную неуверенность в завтрашнем дне. Когда рынок стал восстанавливаться, они снова начали довольно активно покупать дорогие автомобили.
Рынок иномарок премиум-класса вообще в меньшей степени подвержен колебаниям. Это один из самых стабильных сегментов. Как правило, он не растет очень высокими темпами, но для него не свойственно и резкое падение объемов продаж. В перспективе продажи дорогих иномарок могут несколько замедлить темпы роста. Объемы их продаж достигнут определенного уровня и стабилизируются.

- Чего ожидать от сегмента недорогих автомобилей?
- Увеличению продаж бюджетных автомобилей способствовала программа утилизации старых машин. А среди негативных факторов можно назвать низкие доходы населения.
Машины средней ценовой группы приобретались преимущественно в кредит. Именно поэтому кризис подкосил прежде всего этот сегмент. Сейчас рынок автокредитования только начинает оживать, поэтому спрос на эти модели восстанавливается довольно медленно.

- Как вы оцениваете активность иностранных автоконцернов на российском рынке? Насколько серьезно замедлил их экспансию финансовый кризис?
- Для иностранных компаний российский автомобильный рынок был и остается привлекательным. Достижение определенных объемов производства изначально планировалось. Эти компании готовы были обеспечить своими машинами всю страну, но кризис затормозил этот процесс.
Повышению инвестиционной привлекательности российского автопрома способствовала государственная политика, направленная на увеличение объема производства иномарок в России. Например, это снижение таможенных пошлин для предприятий, работающих в режиме промсборки. В настоящее время иностранцам выгодней организовывать собственное производство в России, чем заниматься импортом автомобилей.

- Руководство «АвтоВАЗа» заявляет, что предприятие демонстрирует уверенный рост по всем основным показателям. Каковы, на ваш взгляд, основные причины позитивной динамики тольяттинского автогиганта?
- Положительные результаты деятельности «АвтоВАЗа» во многом объясняются действием программы утилизации. Но не только. Ведь по программе утилизации «АвтоВАЗ» продает примерно половину своих машин. Наращиванию автогигантом объемов производства способствовало и общее восстановление автомобильного рынка. Важным конкурентным преимуществом «АвтоВАЗа» являются низкие цены. Таких недорогих бюджетных моделей нет ни у кого из работающих на российском рынке иностранных производителей.

- Тем не менее, почти половина автомобилей Lada уходит по госпрограмме, что же будет после ее завершения? Стоит ли ожидать провала продаж?
- Я не думаю, что следует ожидать падения спроса на продукцию «АвтоВАЗа» после завершения программы утилизации. В какой-то мере предприятию поможет сезонное увеличение спроса на автомобили весной следующего года, когда действие программы закончится. Спрос на Lada Kalina и Lada Priora и сейчас довольно высок, а к весне он может оживиться еще больше. Перспективы дальнейшей работы предприятия зависят от расширения его модельного ряда и успешной реализации совместного проекта с Renault.
 

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5