Показали на порог
Минпромторг подготовил предложения по изменению режима промсборки иностранных автомобилей на территории РФ. Они содержат более жесткие требования к уровню локализации производства и объемам инвестиций. В частности, ведомство предлагает поделить все проекты на действующие и запускаемые с нуля. Далее, согласно информации из открытых источников, соглашения с инвесторами предусматривают восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов. Взамен иностранные компании возьмут на себя обязательства за четыре года создать мощности по ежегодному выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей. За шесть лет они должны будут выйти на уровень локализации в 60 %. Порог инвестиций для таких проектов устанавливается в $ 750 млн.
Действующим автопроизводителям будет предложено перезаключить инвестиционные соглашения. Для них предполагаются более щадящие условия промсборки. Порог инвестиций для таких концернов снижается до $ 500 млн. А уровень локализации на этапе запуска проекта будет приниматься за 35 % с учетом уже созданных в России мощностей.
В Минпромторге уверяют, что соглашения с иностранными концернами будут перезаключаться только на добровольной основе. В настоящее время документы находятся на согласовании с Минэкономразвития РФ.
Напомним, что действующим режимом промсборки предусмотрено создание мощностей по производству 25 тыс. автомобилей в год при 30% сокращении импорта автокомпонентов.
Поставить в деле «дочку»
В целом эксперты оценили инициативу Минпромторга положительно. «Для развития российского автопрома необходимо повышать объемы и уровень локализации производства иномарок. Предложения ведомства будут способствовать решению этих задач», - считает заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По мнению аналитика ИК «АТОН» Юлия Матевосова, новые требования Минпромторга вполне реальны и выполнимы. «Действующий в России режим промсборки – один из самых либеральных в мире. В Корее, например, уровень локализации производства составляет порядка 90 %», - говорит Матевосов. «Минпромторг не удовлетворен темпами, которыми осуществляется реализация действующих соглашений. Это можно считать наиболее вероятной причиной изменения режима промсборки», – полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, главная цель законопроекта – стимулировать компании повышать уровень локализации и создавать новые, современные производства автокомпонентов. Сергей Удалов пояснил, что на базе современного российского рынка комплектующих невозможно достичь требуемого уровня локализации производства. «Минпромторг рассчитывает на то, что компании будут приводить в Россию своих производителей автокомпонентов», - говорит эксперт. По его мнению, иностранцы могут создавать СП с российскими производителями компонентов или организовывать здесь собственные дочерние предприятия.
Играют по-крупному
Эксперты отмечают и отрицательные стороны готовящегося законопроекта. «Государство меняет правила игры «в середине матча», не дождавшись окончания сроков реализации действующих договоров промсборки», - заметил Матевосов. «Недостатком проекта следует считать то, что он распространяется на компании, которые уже наладили производство автомобилей в России. Не все производители могут быть заинтересованы перезаключать действующие соглашения», - добавил Удалов. По его мнению, это будут делать компании, которые сами планировали наращивать объемы производства до требуемых 300 тысяч автомобилей в год. В частности, Удалов заявил: «у Toyota, например, таких планов нет. Поэтому она вряд ли станет перезаключать инвестсоглашение».
Эксперты сошлись во мнении, что наибольшие выгоды от изменения режима промсборки получат предприятия, реализующие крупные инвестиционные проекты и имеющие развитую автокомпонентную базу. По мнению Удалова, законопроект направлен на поддержку инвестиционных программ по выпуску широкого модельного ряда автомобилей на одной платформе. К ним, в частности, относится стартующий с 2012 года совместный инвестиционный проект АвтоВАЗа и Renault стоимостью 180 млрд руб, а также инвестпрограмма «Соллерс-Fiat» ценой в 2 млрд евро. Принятие нового режима промсборки позволит этим предприятиям получить льготы на импорт комплектующих.
Эксперты также полагают, что реализация законопроекта позволит оградить российский рынок от нежелательной экспансии. «Например, китайские производители склонны захватывать рынки, открывая небольшие производства популярных западных моделей. При этом они не приносят с собой никаких новых технологий», - говорит Удалов. «У российского авторынка большая емкость. Поэтому государство может себе позволить защищать его от внешних вливаний», - добавил исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. В компаниях АвтоВАЗ, Соллерс, и Volkswagen Rus обсуждать новые правила промсборки отказались.
МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ:
Дмитрий Яковенко, исполнительный директор Самарской гильдии финансистов
Я положительно оцениваю любые решения властей, усиливающие инвестиционную привлекательность российской экономики. Пересмотр действующих правил промсборки можно отнести к подобным решениям, так как он будет способствовать развитию внутрироссийского производства иностранных машин.
В то же время польза этого законопроекта для Тольятти представляется спорной. Экспансия новых производителей автомобилей и комплектующих может привести к усилению автомобильного кластера. Для Тольятти это опасно ввиду его чрезмерной зависимости от автопрома. В этом городе, на мой взгляд, следует развивать любые производства, кроме выпуска автомобилей.