Версия для печати

Грузовая концентрация

Губерния планирует стать ключевым транспортным узлом Поволжья

На минувшей неделе коллегия министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области утвердила концепцию развития региональной транспортно-логистической системы (РТЛС) Самарской области. Согласно концепции, в регионе должны появиться один международный и пять региональных транспортно-логистических центров общей годовой мощностью 12,71 млн тонн. Эксперты уверены, что перспективы у РТЛС есть, однако международный терминал может не оправдать ожиданий минтранса

Транспортный хаб
Согласно концепции развития РТЛС, основной задачей проекта является создание транспортно-логистического комплекса на стыке основных транспортных направлений Запад-Восток и Север-Юг, который будет выполнять роль хаба по формированию, расформированию, приему и отправлению грузов.
Основой РТЛС, согласно концепции, станут три узла концентрации грузопотоков. Первый — Самарский (Самара-Кинель-Новокуйбышевск-Чапаевск) — ориентирован на страны Средней Азии, Южный Урал и Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москву, Санкт-Петербуг. Второй — Тольяттинский (Тольятти-Жигулевск) — ориентирован на обработку грузов в направлениях севера и северо-запада, а также Северного, Южного и Балтийского бассейнов. Третий узел — Сызранский (Сызрань-Октябрьск) — будет ориентирован на обработку и перевалку грузов в направлении «Украина-Транссиб» и сможет обслуживать речные и морские перевозки южного и юго-западного направления, Каспийского моря, Средиземноморского и Черноморского бассейнов.
В узлах концентрации областной минтранс на условиях государственно-частного партнерства планирует возвести шесть транспортно-логистических центров (ТЛЦ): один международный (МТЛЦ) и пять региональных.
МТЛЦ будет располагаться между южным ходом Куйбышевской железной дороги и 24 км трассы «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград». На участке площадью в 400 га планируется возведение складского комплекса, дистрибуционных складов и делового центра. Годовая мощность МТЛЦ составит 4 млн тонн.
ТЛЦ-2 годовой мощностью 1,2 млн тонн планируется возвести рядом с сортировочной ж/д станцией Кинель. Здесь будет располагаться мультимодальный терминал, предназначенный для обработки грузов ж/д и автомобильного транспорта и контейнерных поездов. ТЛЦ-3 будет ориентирован на обработку грузов речного, ж/д и автомобильного транспорта. При определении месторасположения центра предлагается рассмотреть земельный участок в устье реки Самары общей площадью 30-50 га. Годовая мощность этого ТЛЦ составит 3 млн тонн. Четвертый ТЛЦ годовой мощностью 2 млн тонн областной минтранс предлагает расположить либо в районе Сызранского речного порта, либо построить новый грузовой порт в районе Октябрьска. Предпочтительной площадкой для ТЛЦ-5 годовой мощностью 2,5 млн тонн является территория особой экономической зоны близ Тольятти, причем с использованием инфраструктуры Тольяттинского речпорта. Последний ТЛЦ — это авиационный грузовой терминал, который будет расположен либо на территории аэропорта «Курумоч», либо в непосредственной близости к нему.

Просчитают до конца года
Согласно концепции развития РТЛС, реализация проекта будет невозможна без участия федеральных структур и частных инвесторов. Присутствующие на заседании коллегии областного минтранса представители различных предприятий региона отметили, что проект интересен, однако необходимо заниматься его дополнительной проработкой и расчетом необходимых инвестиций.
Данные о необходимых финансовых вложениях появятся через 3-4 месяца, когда будет разработан бизнес-план РТЛС и проведено технико-экономическое обоснование проекта. Об этом «Времени» заявил министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев.
Ранее, согласно данным министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, объем инвестиций в РТЛС был запланирован на уровне 10,35 млрд рублей в период 2010-2015 гг. Предполагаемая структура финансирования выглядит следующим образом: 7% - за счет средств регионального бюджета, 29% - федерального бюджета, 30% - средства частных инвесторов и 34% - привлечение кредитных ресурсов. Согласно концепции развития РТЛС, в качестве стратегического партнера и основного инвестора областной минтранс рассматривает РЖД.
По мнению аналитиков рынка, минимальная сумма инвестиций в РТЛС может составить 5 млрд рублей, а верхняя граница может располагаться в районе 15-18 млрд рублей.
Участники заседания коллегии выразили заинтересованность в создании РТЛС. Так, например, заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская логистическая компания» (с компанией планируется сотрудничество по ТЛЦ-2) Александр Зиновьев отметил, что грузопотоки в Самару возвращаются, а значит спрос на логистические услуги будет расти. Целесообразность создания РТЛС отмечает и генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонид Шварц. По его словам, строительство грузового терминала позволит развивать аэропорт в дальнейшем.
Оправданность создания РТЛС Самарской области подтверждаются также статистическими и прогнозными данными. Согласно умеренно-оптимистичному сценарию развития российской экономики, объем межрегиональных перевозок к 2020 году вырастит на 21%, экспортных — на 12%, а импортных - на 26%. Объемы перевозок всеми видами транспорта вырастут на 19%.

В расчете на производство
Аналитики рынка также отмечают перспективность создания РТЛС, однако уверяют, что стабильная работа системы будет возможна лишь в случае роста объемов производства в регионе. «Если региональная экономика будет создавать достаточно товаров и услуг, которые будут востребованы в других странах и регионах, то РТЛС в области может быть востребован. Строить ТЛЦ только для того, чтобы переваливать грузы из других регионов бессмысленно. Ни один грузоотправитель и грузополучатель, как собственно и грузоперевозчик не согласится на то, чтобы его грузы где-то задерживались в дороге. Да и сама экономическая логика и здравый смысл подсказывают, что если груз следует из Архангельска в Астрахань или из Китая в Западную Европу, то нет абсолютно никакой нужды, задерживать его в Самарской области и проводить с ним какие-то манипуляции. То есть, область сама будет должна обеспечивать эти ТЛЦ грузами и услугами», - рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, проект может заинтересовать какие-то соседние регионы, в том случае, когда их груз будет на территории Самарской области формироваться с грузами самой области (других областей) в сборные грузы для отправки в отдаленные российские регионы и в зарубежные страны.
По мнению главного редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антона Буслова, участие в подобном проекте, в первую очередь, выгодно государству, так как способствует повышению эффективности функционирования экономики даже не региона, а страны в целом. «Поэтому государству следует вкладываться в этот проект своими средствами. Что касается частных инвесторов, то, в первую очередь, это могут быть сами транспортные компании. Думаю, бизнесу должен быть интересен этот проект - инвесторы должны найтись», - замечает эксперт. «Инвесторами могут стать федеральные сетевые игроки рынка грузоперевозок и логистики, потому что они работают по всей стране, а кроме того, у них могут быть деньги для частичного финансирования таких проектов. Интерес к проекту могут проявить местные транспортные и логистические компании, а также компании данного профиля из соседних регионов. Могут заинтересоваться проектом и различные промышленные предприятия, практически всех отраслей, особенно, если они получают и отправляют много грузов как в самой области, так и по стране и за рубеж», - замечает Баранов. Сроки реализации проекта, по мнению экспертов, в случае стабильного финансирования могут составить около 10 лет.

Водная альтернатива
Самарский грузовой речной порт может быть закрыт

Согласно концепции развития РТЛС Самарской области, региональные власти рассматривают вопрос закрытия существующих речных грузовых портов в Самаре и Сызрани. Контрольный пакет ОАО «Самарский речной порт» областные власти приобрели в прошлом году, взяв займ в размере 680 млн рублей. Теперь предприятие может быть ликвидировано.

Согласно концепции развития РТЛС, самарский и сызранский речные грузовые порты могут быть закрыты в связи с реализацией проекта создания ТЛЦ-3 и ТЛЦ-4. Об этом «Времени»  рассказал руководитель управления логистики и развития транспортных технологий министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Сергей Радин. По его словам, вопрос закрытия Самарского и Сызранского грузовых речных портов будет изучаться областным минтрансом в период работы над бизнес-планом создания РТЛС.
Отметим, что в концепции развития РТЛС прописано, что при определении месторасположения ТЛЦ-3 рассматривается земельный участок в устье реки Самара, протяженностью не менее 1,3 км и общей площадью 30-50 га. При определении площадки под ТЛЦ-4 областные власти рассматривают два варианта. Первый — с использованием инфраструктуры Сызранского речного порта – филиала ОАО «Самарский речной порт». Второй - строительство нового грузового порта в районе г. Октябрьск. Причем, второй вариант региональные власти считают более предпочтительным.
Большинство экспертов не видит смысла в закрытии существующих портов. «Строить порты - это очень и очень дорого, - замечает главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов. - Даже несмотря на то, что существующие порты расположены не очень удачно с точки зрения подъездных путей, создание новых портов это большие деньги, а сам факт существования перевалочных баз на речной транспорт это существенный плюс именно Самарской области. Другой вопрос, что сейчас наши порты больше похожи на предприятия по добыче песка».
«Решение в пользу закрытия или не закрытия речпортов будет зависеть от конкретной ситуации с каждым из предприятий. Если они расположены в центре городов и мешают развитию Самары и Сызрани, то тогда логично закрыть их и строить на новом месте. Если же они не мешают, а органично вписываются в экономику городов, то их можно оставить, но при этом их надо коренным образом реконструировать, - замечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Если же говорить в целом о ситуации с внутренним водным транспортом, то, хотя его грузооборот уменьшается, он еще длительное время будет оставаться одним из важных компонентов всей транспортной цепочки. А по мере строительства новых судов, с улучшенными ходовыми и грузовыми характеристиками, внутренний водный транспорт может получить вторую жизнь, и будет способен конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками. К тому же, сейчас во многих регионах, задумываются о возрождении речного транспорта и восстанволении старых грузовых и пассажирских маршрутов, реконструкции и строительстве новых гидротехнических сооружений, очистке рек и озер, создании необходимой инфраструктуры. Поэтому порты Самары и Сызрани могут занять свое место в этих планах и помочь портам на других реках, получить необходимые им грузопотоки. Строительство портов на новом месте, будет достаточно затратным и стоимость их сооружения может составить порядка 1-2 млрд рублей».

ДОСЬЕ

МТЛЦ (ТЛЦ-1)
будет располагаться в районе 24 км трассы «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград», участок площадью 400га расположен между автомобильной дорогой и южным ходом Куйбышевской железной дороги.
Основные производственные показатели:
Годовая мощность ТЛЦ-1 – 4 млн. тонн (270 тыс. TEU/год).
Площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) – 120-150 тыс. м2, в том числе СВХ – не менее 15 тыс. м2.
Площадь региональных дистрибуционных складов – 20-25 тыс. м2.
Общая площадь помещений делового центра – не менее 5 тыс. м2.

ТЛЦ-2
будет располагаться рядом с железнодорожной сортировочной станцией Кинель в 40 км от г. Самара рядом с автодорогами «Самара-Бугуруслан», «Кинель-Богатое-Борское» и трассой М-5 «Урал».
Основные производственные показатели:
Годовая мощность ТЛЦ-2 – 1,2 млн. тонн (80 тыс. TEU/год).
Площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) – 80 тыс. м2, в том числе СВХ – не менее 3 тыс. м2.
Площадь региональных дистрибуционных складов – 15 тыс. м2.
Общая площадь помещений делового центра – не менее 2 тыс. м2.

В качестве ТЛЦ-2 рассматриваются следующие варианты:
ОАО «Средневолжская логистическая компания» (далее – СЛК);
земельный участок в районе населенных пунктов Язевка, Угорье.


ТЛЦ-3
будет ориентирован на обработку грузов речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Основная задача – взаимодействие с ТЛЦ-1 в части обеспечения обработки грузопотока, следующего водным путем. При определении месторасположения ТЛЦ-3 предлагается рассмотреть земельный участок в устье реки Самара, протяженностью не менее 1,3 км и общей площадью 30-50 га.
Основные производственные показатели:
Годовая мощность ТЛЦ-3 – 3 млн. тонн (100 тыс. TEU/год).
Площадь складского комплекса (без учета открытых площадок)
терминалы класса «А» - 20 000 м2.
склад-морозильник - 10 000 м2;
контейнерный терминал, включая:
контейнерную площадку - 15 000 м2;
зону приема контейнерных поездов - 65 000 м2;
объекты для ремонта контейнеров;
Площадь региональных дистрибуционных складов – 10 тыс. м2.
Общая площадь помещений делового центра – не менее 2 тыс. м2.
   

ТЛЦ-4
это мультимодальный грузовой перекресток, который ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного (сортировочные станции Сызрань и Октябрьск) и автомобильного.
Основные производственные показатели:
Годовая мощность ТЛЦ-4 – 2 млн. тонн (100 тыс. TEU/год).
Площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) – 50 тыс. м2.
Площадь региональных дистрибуционных складов – 10 тыс. м2.
Общая площадь помещений делового центра – не менее 2 тыс. м2.


ТЛЦ-5
будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного. Функциональное назначение – обслуживание грузопотока, зарождающегося и погашаемого в городах Тольятти, Жигулевске. При определении месторасположения ТЛЦ-5 рассматриваются территория Тольяттинского речного порта города и особой экономической зоны в Ставропольский районе.
Основные производственные показатели:
Годовая мощность ТЛЦ-5 – 2,5 млн. тонн (100 тыс. TEU/год).
Площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) – 20 тыс. м2.
Региональные дистрибуционные склады – 10 тыс. м2.
Общая площадь помещений делового центра – не менее 2 тыс. м2.

ТЛЦ-6
это авиационный грузовой терминал, расположенный на территории международного аэропорта Курумоч или в непосредственной близости к нему.
Основные производственные показатели:
Годовая мощность ТЛЦ-6 – первая очередь 10 тыс. тонн, вторая – 25 тыс. тонн.
Площадь складского комплекса – 6 тыс. м2.
Общая площадь помещений делового центра – не менее 2 тыс. м2.



 

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1