Версия для печати

Автопром: перезагрузка

АвтоВАЗ провел конференцию поставщиков, в которой приняли участие представители свыше 300 компаний — действующих партнеров предприятия и потенциальных комплектаторов. Главной целью мероприятия была презентация стратегии развития автогиганта до 2020 года и совместное обсуждение масштабных изменений в системе работы завода со своими контрагентами.

Перестройка сознания
Бизнес-план АвтоВАЗа на период до 2020 года поставщикам завода представил топ-менеджмент предприятия во главе с президентом компании Игорем Комаровым. Выступили с докладами и ответили на вопросы поставщиков также старший вице-президент Renault, член совета директоров АвтоВАЗа Кристиан Эстев, вице-президент по закупкам тольяттинского автогиганта Дамир Кашапов, директор по закупкам RNPO-Россия Сали Карли, директор вновь созданной объединенной структуры АвтоВАЗ-Renault-Nissan по качеству и развитию поставщиков Нуно Де-Морайс.
После окончания конференции прошел пресс-брифинг, в ходе которого топ-менеджеры компаний рассказали журналистам о проделанной работе и перспективах развития сети поставщиков тройственного альянса в России.
Суть проанонсированных реформ в системе взаимоотношений между АвтоВАЗом и его партнерами заключается в трех ключевых вещах. Во-первых, речь идет о модернизации сети поставщиков в соответствии с мировыми стандартами работы автопрома: уходят в прошлое сотни прямых договоров, на смену им приходит звено системных интеграторов, или поставщиков первого уровня. Эти компании самостоятельно выстраивают работу с субпоставщиками и выдают готовые узлы или функциональные модули автомобиля по заказу АвтоВАЗа. Сам же автогигант переходит на крупноузловую сборку и оставляет за собой лишь 9 из 30 функциональных модулей — остальные будут полностью разрабатываться и производиться поставщиками первого уровня. Отсюда следует второе новшество — поставщики будут развивать собственные НИОКР, чего в СССР, да и в постсоветской России еще не было. Помочь в этом призваны глобальные производители автокомпонентов, которых АвтоВАЗ и Renault-Nissan будут привлекать в нашу страну для участия в новых проектах. Третий момент — это одновременное снижение затрат и себестоимости продукции ВАЗа и кардинальное повышение ее качества.

Заграница нам поможет
Ключевая проблема — отсутствие у отечественных автокомпонентных предприятий компетенций и опыта работы в статусе системного интегратора, а также серьезные проблемы с качеством. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, лишь около 5% российских поставщиков автомобильных комплектующих соответствуют мировым стандартам по качеству продукции и организации бизнес-процессов. А именно такие требования к своим комплектаторам планируют предъявлять АвтоВАЗ и его партнеры Renault-Nissan. Три автопроизводителя хотят создать единую панель поставщиков в России, что означает «подтягивание» контрагентов тольяттинского завода до уровня требований французско-японского альянса. По словам Игоря Комарова, жесткий отбор начнется уже в ближайшее время: в июле-августе текущего года должна быть полностью сформирована сеть поставщиков первых двух проектов АвтоВАЗа в составе альянса — ультрабюджетного автомобиля low-cost на платформе Lada Kalina и совместной разработки на платформе Renault Logan — Lada RF90. Полностью же панель поставщиков будет сформирована, по словам вице-президента по закупкам АвтоВАЗа Дамира Кашапова, к 2013 году.
Однако руководство тольяттинского автогиганта убеждает своих партнеров, что бояться им нечего. «Мы будем оказывать всю возможную поддержку и помощь как в плане качества, так и в плане оптимизации бизнеса всем нашим поставщикам», - заявил Игорь Комаров. «Если бы нашей целью было всего лишь разрушение годами складывавшейся системы поставщиков АвтоВАЗа, то мы бы не стали создавать специальную компанию со штатом в 100 с лишним человек, главной целью которой является помощь нашим поставщикам в развитии качества и достижении мирового уровня организации бизнеса», - добавил старший вице-президент Renault Кристиан Эстев. Речь идет о вновь созданной объединенной структуре АвтоВАЗ-Renault-Nissan по качеству и развитию поставщиков (ARNQSD), которую возглавил выходец из Renault Нуно Де-Морайс. По словам последнего, сейчас перед поставщиками альянса стоят две задачи: быстрое улучшение текущих показателей по качеству серийно производимых комплектующих и развитие системы качества на основе так называемого бережливого производства (основана на программе Toyota Production System). Со своей стороны ARNQSD гарантирует всем поставщикам поддержку и помощь в развитии — за счет передачи технологий, системы тренингов и консалтинга. «Мы сталкивались с проблемой необходимости развития сети поставщиков на многих рынках, - подчеркнул Кристиан Эстев. - В Иране, Турции, Румынии были аналогичные задачи. Мы их решили, и в России, думаю, справимся. Естественно, выживут и останутся в списке наших партнеров не все поставщики, но каждому будет предоставлен шанс».
Первые примеры взаимодействия отечественных игроков автокомпонентной отрасли с глобальными компаниями уже есть. В том числе и в Тольятти. Как рассказал Дамир Кашапов, на базе «Авто­ВАЗагрегата» при участии и поддержке автозавода сейчас создаются два совместных предприятия с зарубежными партнерами. Одно из них займется производством сидений, а второе сосредоточится на системах выхлопа. Необходимо отметить, что год назад «АвтоВАЗагрегат» попал в «черный список» из 10 компаний-поставщиков АвтоВАЗа, которые вызывали наибольшее количество нареканий со стороны заказчика. Сегодняшнее положение дел наглядно демонстрирует готовность автозавода помогать своим партнерам.

Адекватный ответ
В свою очередь, поставщики АвтоВАЗа поделились с «Временем» своим видением ситуации. Возражений и опасений предложенная тольяттинским автогигантом концепция развития у них не вызвала. Как заявил генеральный директор ООО «Самараавтожгут» Александр Дорофеев, все анонсированные топ-менеджментом автозавода изменения были прогнозируемы и давно назрели. «Подобный способ выстраивания отношений с поставщиками – не изобретение АвтоВАЗа, по такой схеме работает весь мир, - говорит бизнесмен. - АвтоВАЗ пытается организовать взаимоотношения с поставщиками автокомпонентов по западному образцу. Это требование сегодняшнего дня, необходимость подобных перемен давно назрела. Меня радует, что акционеры АвтоВАЗа пытаются выстроить со своими партнерами нормальные, цивилизованные отношения, основанные на долгосрочных договорах. Автогигант подстраивает поставщиков под свой уровень, требуя от них соответствующего качества продукции».
«АвтоВАЗ давно пытается ка­ким–то образом выстроить отношения со своими партнерами, на мой взгляд, этот период затянулся, - комментирует ситуацию председатель совета директоров ЗАО «Самарская кабельная компания» Анвар Бульхин. - Поэтому я положительно оцениваю попытку акционеров завода активизировать работу в этом направлении».
Конкуренцию с иностранными производителями автокомпонентов отечественные игроки оценивают также вполне адекватно. Вполне возможно, условия «железного занавеса», когда российский рынок был изолирован от мира и отдан полностью локальным игрокам, нравились им больше. Но современные реалии однозначно диктуют совсем другие правила игры, и поставщики автомобильных комплектующих их принимают. «Я не исключаю возможности того, что российские поставщики и производители автокомпонентов будут вытесняться иностранными, но здесь многое зависит от нас самих, - говорит Александр Дорофеев. - Нужно или объединяться с иностранными партнерами, создавая СП, или как-то пытаться «пробиваться» самостоятельно, повышая уровень качества продукции. Мне очень понравились заявления представителей Renault, что теперь доброго отношения ни к кому не будет. А также заявления, что они будут всячески поддерживать создание СП российских автопроизводителей с иностранными». «Я не вижу ничего плохого в том, что автозавод будет сотрудничать с иностранными поставщиками, - поддерживает коллегу Анвар Бульхин. - Пусть на рынке будет возрастать конкуренция. Что касается нашей компании, то мы этой конкуренции не боимся. Мы сотрудничаем с АвтоВАЗом по поставкам комплектующих уже много лет. И качество продукции, производимой как Самарской кабельной компанией, так и совместным предприятием «ПЭС/СКК», соответствует западному уровню». Подытожил высказывания поставщиков АвтоВАЗа глава холдинга «Техоборонпром» Алексей Леушкин, заявив следующее: «Пусть будет так, как решит руководство АвтоВАЗа. Лишь бы АвтоВАЗу было хорошо.

 

 


Дмитрий Осипов, генеральный директор ООО «Эберспехер Выхлопные Системы РУС», заявляет:
«Сделан первый и очень серьезный шаг в направлении интеграции российского автопрома в мировую систему»


Один из лидеров мирового автопрома в сегменте производства выхлопных систем — немецкая компания Eberspacher создает совместное предприятие с тольяттинским «АвтоВАЗагрегатом». О перспективах сотрудничества, российских особенностях ведения бизнеса и ситуации в отечественном автопроме «Времени» рассказал генеральный директор российской «дочки» немецкой компании Дмитрий Осипов.

- На сегодняшней конференции поставщиков АвтоВАЗа вы выступили с отдельным докладом, в котором изложили видение ситуации на российском рынке глазами глобальных производителей автокомпонентов. Каковы были основные тезисы вашего выступления?
- Во всем мире взаимодействие производителей авто и компонентов к ним строится по определенным принципам. До недавнего времени в России эта структура несколько отличалась от них, т.к. у нас исторически сложилась вертикальная интеграция отрасли. И роль поставщика уровня Т1, так называемого системного интегратора, выполняли всегда сами автопроизводители, которые вели разработку всего автомобиля и практически всех комплектующих.
Сейчас ситуация меняется, поскольку глобальные производители, специализирующиеся на тех или иных компонентах, узлах, системных модулях, профессионально ведут разработку с момента определения концепции новой модели вместе с автопромышленниками. Сегодня вслед за развитием подхода, основанного на платформах автомобилей, в Россию начинают приходить поставщики уровня Т1. Поскольку для них в первую очередь имеет значение объем бизнеса и четкость планов автопроизводителя - момент старта новой модели, конкретика по узлам, что и в каком объеме делать - то, естественно, наиболее приоритетным и важным заказчиком и партнером для любого такого поставщика в России является АвтоВАЗ. И один из моих тезисов заключался в том, что Волжский автозавод был и остается флагманом отечественного автопрома, который, собственно, и формирует всю отрасль. От его требований зависит то, как будут работать поставщики, производители комплектующих.
- Что нужно для того, чтобы облегчить приход иностранных глобальных компаний в Россию?
- Нужны четкие прозрачные отношения с основным заказчиком: модели, их количество, объемы, перспективы. Необходимы долгосрочные контракты - это позволяет вести постоянную работу как по совершенствованию собственной продукции, так и по снижению себестоимости. На начальном этапе нужно обеспечить меры по стимулированию бизнеса таких компаний налоговыми льготами или субсидиями.
В европейских странах, как правило, достаточно серьезная поддержка оказывается, когда формируется парк поставщиков. Налоговые льготы, инвестиции государства в инфраструктуру и т.д. В России сейчас такой комплекс мер разрабатывается.
При наличии этих двух условий — понятных и четких отношений с основным заказчиком и поддержки власти на местном уровне — должно произойти то, чего мы все ждем — формирование нормальной структуры автопромышленной отрасли, когда каждый из игроков выполняет свою функцию.
- И насколько сегодня, на ваш взгляд, выполнены эти два условия в России? Насколько современный рынок привлекателен для глобальных поставщиков автокомпонентов?
- Сделан первый и очень серьезный шаг в направлении интеграции российского автопрома в мировую систему, и результат уже виден: большое количество компаний уровня Т1 либо приступили к созданию в стране СП или производств самостоятельных, по принципу green field, либо уже подходят вплотную к такому решению. Ситуация 2009 г., когда наблюдалось существенное падение объемов, снижение продаж, несколько затормозила этот процесс. Тем не менее, в автопроме все привыкли к долгосрочному планированию: если сегодня или в перспективе года-двух видим некоторое снижение объемов бизнеса, то никто не решает, что этот рынок бесперспективен. Здесь планирование ведется с горизонтом в 5, 10, 15 лет. Сегодня первого шага достаточно, чтобы стимулировать интерес, начались первые подвижки — кто-то начал бы работать с российским партнером на совместных предприятиях.
- Каков уровень вашего вхождения на «АвтоВАЗагрегат», как обстоят дела на предприятии, когда можно ожидать официальной регистрации СП?
- Процесс интеграции и создания СП идет, но он - не одномоментный. Это долгий и сложный путь согласования огромного количества деталей, технической интеграции, технологических цепочек, юридических тонкостей. Процесс в скором времени придет к подписанию документа, которого все ждут как официального старта работы нового предприятия. На самом деле это лишь финальный аккорд, а само по себе СП, можно сказать, уже существует. Именно такой вариант - создание СП между локальными игроками и международными компаниями-лидерами — наиболее оптимальный и перспективный путь развития всей автокомпонентной отрасли России.
Перестройка системы будет полномасштабной. Речь идет и о работе по повышению качества у всех субпоставщиков. Ведь компонент, так же как и автомобиль, не делается полностью на одном предприятии. Вся отрасль в целом подтягивается под новые требования. То есть приход Т1, когда автопроизводитель уходит и передает ответственность поставщику, системные интеграторы выполняют роль локомотива в развитии автокомпонентной отрасли. И это самый правильный вариант развития событий.

 

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6