Сколько надо для счастья
В минувший вторник премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Правительство России готово оказать поддержку АвтоВАЗу на сумму 54,8 млрд руб. В частности, 38 млрд руб. будет выделено на реструктуризацию долга завода, 12 млрд – на запуск программы обновления модельного ряда и 4,8 млрд – на программы дотаций на создание новых рабочих мест в Тольятти. По словам премьер-министра, фактически этот план означает, что государство «в значительной степени берет на себя расчистку долгового бремени, решение социальных проблем, связанных с трудоустройством и созданием новых рабочих мест для решения проблем АвтоВАЗа». Планируется, что будут выпущены облигации федерального займа, которые будут обменяны на задолженность завода перед госбанками. При этом Путин отметил, что обмен будет проводиться с дисконтом и кредиторам придется «отнестись к этому с пониманием».
Автоконцерн. Акционеры (голосующие акции) – «Тройка диалог» (24,82%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – 29,841 млрд руб. Финансовые показатели:
выручка – 53,1 млрд руб.,
убыток – 19,4 млрд руб.
Источник: Отчетность по МСФО по итогам 1 полугодия 2009 г.
В четверг Путин сделал еще одно заявление – дополнительно в АвтоВАЗ будет инвестировано еще 5 млрд руб. Таким образом, общая сумма, которую государство готово выделить тольяттинскому автогиганту, составит почти 60 млрд руб.
Также на прошлой неделе Путин провел встречу с руководством и акционерами ВАЗа. В частности, присутствовал старший вице-президент компании Renault, член совета директоров ОАО АвтоВАЗ» Кристиан Эстев. На этой встрече глава российского правительства неоднозначно намекнул, что французам тоже придется вложиться в поддержку автозавода. Совладельцам завода – госкорпорации «Ростехнологии», группе компаний «Тройка Диалог» и французскому концерну Renault – на встрече было предложено участвовать в развитии АвтоВАЗа, в том числе и путем финансовых вливаний. В свою очередь, Эстев подтвердил, что партнерство с тольяттинским заводом является стратегическим для Renault и компания готова инвестировать средства и предоставлять технологии для дальнейшего развития ВАЗа. Однако денег французы давать не готовы. В случае проведения допэмиссии, Renault планирует внести в уставной капитал технологии, а не денежные средства, заявил Эстев в начале прошлой недели на брифинге в Париже, сообщило агентство Bloomberg.
Вице-президент по стратегии АвтоВАЗа Григорий Хворостянов оценивал в середине октября необходимую поддержку предприятию для запуска новых автомобилей на платформе Renault B0 в размере 240 млн евро до 2012 года. Тогда же он говорил, что из 5 моделей, которые АвтоВАЗ запустит в 2012 году, одна будет выходить под брендом Nissan, две – Renault, остальные – под маркой Lada. Соответственно этому плану партнеры поделят инвестиции между собой. Хворостянов уточнил, что 1/4 инвестиций поступит от Nissan и такая же часть – от АвтоВАЗа, от Renault – 1/2 . Также компания рассчитывает, что к 2014 году завод будет выпускать 860 тыс. автомобилей, 210 тыс. из которых будут на платформе B0. Французы могут инвестировать в запуск производства технологиями, эквивалентными по стоимости указанным АвтоВАЗом суммам, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, близкие к переговорному процессу.
Падение по всем фронтам
Вопрос развития отечественного автопрома рассматривался в минувшую пятницу и на антикризисной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. На выработку плана по спасению автозаводов отведен месяц. По истечении этого срока Правительство совместно со Сбербанком предложат конкретные меры. Основное внимание федерального центра сосредоточено на поволжских автозаводах: АвтоВАЗе и ГАЗе.
Заявлению Путина предшествовало посещение Шуваловым Тольятти. На нем вице-премьер вновь познакомился с деятельностью завода, выслушал предложения руководства. Видимо, тогда и было принято принципиальное решение о способах помощи автозаводу.
Объем продаж автомобилей Lada на внутреннем рынке в сентябре (28 109 штук) оказался самым низким за всю историю Волжского автозавода после его выхода на проектную мощность. По данным аналитического агентства «Автостат», ежемесячный объем продаж АвтоВАЗа до кризиса уверенно держался на уровне от 45 тыс. до 65 тыс. машин в месяц, в зависимости от сезона. Отметим, что АвтоВАЗ по итогам девяти месяцев реализовал на российском рынке 269,5 тыс. автомобилей, что на 43,5% ниже показателя за аналогичный период 2008 года.
Падение продаж вызвало беспрецедентное снижение финансовых показателей завода. Согласно отчетности АвтоВАЗа по МСФО, по итогам первых шести месяцев 2009 г. выручка завода упала на 46%, до 53,1 млрд руб. Валовая прибыль на 89,7% - до 1,3 млрд руб. В 50 раз увеличился убыток от операционной деятельности – до 18,6 млрд руб. Чистый убыток вырос в 9,5 раза – до 19,6 млрд руб. Компания Ernst & Young LLC, проводившая аудит автозавода, в своем заключении обратила внимание на быстрый рост задолженности: краткосрочные обязательства компании превышают стоимость ее чистых активов на 52,8 млрд руб. при убытках группы в размере 19,6 млрд руб. Это «свидетельствует о существенной неопределенности относительно способности группы продолжать свою деятельность в обозримом будущем», - подчеркнули эксперты аудитора. АвтоВАЗ в своем отчете тоже соглашается, что ситуация критична: в долгосрочном плане развития автозавода первым пунктом стоит «избежание банкротства». Этим, по сути, автозавод признался, что без помощи государства предприятие будет обанкрочено. Старший вице-президент по производству и техническому развитию АвтоВАЗа Виталий Вильчик в конце сентября заявил, что в текущем году завод ожидают убытки в 35 млрд руб. «Убытки связаны в основном с простоями завода. Перевод на односменный режим работы, оплата двух третей от среднего заработка. Потери только по фонду оплаты труда с отчислениями составят по этому году больше 8 млрд руб. И, конечно, постоянные расходы, которые были и есть на заводе, они остались в той же величине, и эта сумма огромна», - заявил Вильчик. Чтобы работать без убытков, автозавод должен производить 500–600 тыс. автомобилей в год, а не 300 тыс., как в этом году, заметил заместитель руководителя агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Вложить и не получить
Это уже не первая субсидия автозаводу в этом году. В апреле государство выделило заводу 25 млрд руб. В частности, 8,04 млрд руб. пошли на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка РФ и ВТБ, 1,87 млрд руб. – на выплату зарплаты, на исполнение обязательств перед контрагентами – 14,02 млрд руб., исполнение налоговых обязательств – 0,39 млрд руб. Таким образом, если посчитать в сумме, то в период с 1996 г. по 2009 г. государство вложит в АвтоВАЗ около 150 млрд руб. При этом, за этот же период по налогу на прибыль автозавод заплатил около 30 млрд руб. (согласно отчетности предприятия). Еще около 2-3 млрд руб. было заплачено в виде налогов на доходы служащих завода, подсчитали эксперты ИК «Финам».